В воскресенье, 26 мая по всей стране проводятся крестные ходы, посвященные святым братьям Кириллу и Мефодию (память которых в церковном календаре совсем рядом - 24 мая) и Дню славянской письменности и культуры. Тысячи людей идут с молитвой по главным улицам городов, свидетельствуя о своей вере и приверженности тысячелетней православной славянской цивилизации, у истоков которой стояли рождённые в Солунского, святые Кирилл и Мефодий.
Чем же мы обязаны им?
Братья родились в первой половине 9 века в Византийской империи, в Фессалониках в большой знатной семье и получили прекрасное образование. Старший среди семи сыновей, Мефодий, сделал в молодости блестящую военно-административную карьеру, однако потом удалился от мира и приял монашество.
Младший из сыновей, Константин, с юности отверг выгодную женитьбу и военную карьеру и принял постриг с именем Кирилл. Его «карьеру», в отличие от брата, можно назвать церковно-научной, он быстро дослужился до патриаршего секретаря и преподавателя философии в Константинопольском университете, но желание уединенного монашеского жития привело его в итоге в монастырь к старшему брату.
Однако покоя т уединения они видели мало: миссионерская поездка к багдадскому халифу, потом к хазарскому кагану, религиозно-философские диспуты внутри империи и, наконец, поездка к моравскому князю Ростиславу, которая и дала начало великому делу святых Кирилла и Мефодия – славянской миссии.
Моравия (огромное по тем временам славянское государство, объединявшее территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, часть Польши и Германии) к тому времени приняла христианство, однако славянам сложно было воспринимать греческие богослужебные тексты, общаться с иноязычными проповедниками, тем более – читать книги на чужом языке. Кирилл и Мефодий (прекрасно владевшие славянским разговорным языком) вместе со своими учениками и сподвижниками создали два варианта алфавита (кириллица и глаголица) и положили начало книжным переводам.
Славяне к тому времени уже делали попытки писать, - кто греческим алфавитом, кто – руническим, но деятельность ученого кружка, возглавляемого Солунскими братьями, упорядочила этот процесс и создала красивый и логичный письменный язык для славян. Это дало толчок к широкому распространению христианства и грамотности среди славянских народов. Люди стали молиться и читать на родном и понятном языке, в славянском обиходе появились переводные византийские книги по истории, философии, астрономии, математике...
Такое влияние Византии совсем не нравилось западным христианам (тогда католический запад не был еще отделен, Церковь пребывала в единстве, но политические трения и разногласия уже были). Кирилл и Мефодий были вызваны в Рим с вопросом: что они делают на чужой территории, и как они посмели перевести Божественное Писание на варварский язык?
Однако, римский папа Адриан II, познакомившись поближе с братьями, не только утвердил перевод, но и рукоположил Мефодия во епископа, а его спутников-монахов – в священники. Кирилл скончался в Риме, завещав брату продолжать начатое дело, а Мефодий, получив в Риме сан архиепископа всех западно-славянских земель, вернулся со своими спутниками к проповеди и переводам.
В IX веке крестились западные и южные славяне, в X веке – восточные, наши предки, во главе с князем Владимиром. К моменту крещения на Руси уже были книги на славянском языке, была письменность, было переведено Священное Писание и богослужение.
Вместе с церковной литературой пришла на Русь литература научная, историческая, философская. Наши предки могли легко приобщиться к великой византийской культуре, которая, в свою очередь, аккумулировала все современные на тот момент знания средиземноморской цивилизации. Именно поэтому сразу после крещения на Руси отмечается грандиозный всплеск культуры и искусства, намного опередивший Европу... То, что европеец мог прочитать только выучившись латыни (ставшей уже чужим, мертвым языком), славянин читал на своем родном, с детства знакомом наречии. Отсюда практически поголовная грамотность в средневековой Руси.
Доказательство – знаменитые берестяные грамоты – письма купцов, крестьян, воевод, посадников во множестве находимые при раскопках древнерусских городов, в особенности – Новгорода. Но вот одна находка перекрывает все остальные. Вглядитесь в рисунок. Сколько лет мальчишке, который нарисовал себя на коне, поражающим противника копьем? От четырёх до шести - о
н еще не умел считать (по крайней мере, не считал нужным рисовать ровно по пять пальцев на руках у своих героев). Ученые нашли целый ворох бересты, принадлежавшей этому юному новгородцу. В основном это – прописи. Мальчик выполнял домашние задания, а в перерывах рисовал. На рисунке он подписал свое имя – Онфим.
Вот вам результат деятельности Кирилла и Мефодия. Онфим жил в Новгороде где-то в XII-XIII веке. Глубокое и мрачное по нашим представлениям средневековье. Мальчик детсадовского возраста учится в школе, уже умеет писать и читать. Комментарии тут, как говорится, излишни!