Я всегда думала, что скорее доберусь до Индии, чем окажусь на Байкале. Поездка к берегам величайшего озера в мире казалась мне практически неосуществимым мероприятием. Отчасти потому, что в моем представлении Сибирь была неимоверно далеким краем, добраться до которого даже на самом бюджетном виде транспорта было удовольствием не из дешёвых.
Но оказалось, что при умелом планировании, возможно всё. И вот после нескольких безумных дней подготовки я стояла около поезда, направляющегося в Иркутск, с билетом в руках и большим рюкзаком за плечами, куда уместилась моя жизнь на три недели.
План маршрута был достаточно простым: добраться до Иркутска, купить продуктов согласно составленной заранее раскладке, познакомиться с городом и на следующей день рвануть на электричке до посёлка Култук, откуда начинался наш пеший мини-поход по Кругобайкальской железной дороге к станции «Байкал».
Надо сказать, что Кругобайкальская железная дорога, или как её сокращенно называют КБЖД, – место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, на всей Земле. По количеству разного рода работ, сделанных на каждом километре пути, и по трудности их выполнения Кругобайкалка превзошла все построенные рельсовые пути в мире и по праву считается красивейшей среди железных дорог. Вы только представьте: на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с живописными и непохожими друг на друга скалами.
Если обратиться к истории, можно узнать много интересных фактов о строительстве этого необычного сооружения. Вообще Кругобайкалка раньше являлась частью знаменитой Транссибирской магистрали. Строили её в основном сосланные в Сибирь каторжники. Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость продвижения составляла всего 40-50 сантиметров. На каждый километр пути в среднем было израсходовано по одному вагону взрывчатки, а земляных работ произведено столько, сколько было сделано при строительстве Суэцкого канала.
За период строительства этого участка транссибирской железной дороги (от Култука до порта Байкал) строители возвели 41 тоннель. Из них 40 сохранилось. Общая протяжённость тоннелей около девяти с половиной километров. Было построено 15 каменных галерей и 3 железобетонных. Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты озера Байкал было переброшено около 470 больших и малых мостов и 6 виадуков. Для защиты пути построили около 270 различных укреплений: подпорных стенок, мощений и прочих. Было построено 18 каменных труб и лотков. По некоторым подсчётам историков, на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится, как минимум, одно инженерно-техническое сооружение.
До 1950-х годов КБЖД полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до Байкала «затонула». Транссибирскую магистраль проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком.
В конце 1970-х годов этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был взят под охрану государством. Сегодня Кругобайкалка представляет собой железнодорожную ветку длиной 89 километров, по которой мы и шли пешком около пяти дней, наслаждаясь волшебной красотой Байкала.
Ходьба по шпалам не всегда была удобной. Практически все натоптанные по обочинам тропинки были засыпаны гравием, а сами шпалы уложены неравномерно. Но это нисколько не омрачило наш поход, а даже наоборот сделало его ещё более увлекательным. Ведь, как я люблю себе повторять, чем труднее, тем интереснее.
Но что же сама Кругобайкалка? Это действительно безумно красивое и удивительное место. Ощущение, что на этой дороге было продумано всё до мелочей и на любой случай. На протяжении всей дороги полно всяких интересных сооружений – виадуков, мостов, акведуков и тоннелей.
Природа КБЖД тоже поражает – с одной стороны отвесные скалы, с другой – сразу у рельсов плещется озеро Байкал. Зрелище и впрямь уникальное, однозначно заслуживающее того, чтобы увидеть его хотя бы раз в жизни.
Ну, а личные впечатления о пешем маршруте и всех тяготах походной жизни читайте тут:
Кругобайкальская железная дорога. Часть 1.
Кругобайкальская железная дорога. Часть 2.
Кругобайкальская железная дорога. Часть 3.
Кругобайкальская железная дорога. Часть 4.