Найти в Дзене
Непутёвая походница

КБЖД: километры рельс и шпал посреди волшебной природы.

Я всегда думала, что скорее доберусь до Индии, чем окажусь на Байкале. Поездка к берегам величайшего озера в мире казалась мне практически неосуществимым мероприятием. Отчасти потому, что в моем представлении Сибирь была неимоверно далеким краем, добраться до которого даже на самом бюджетном виде транспорта было удовольствием не из дешёвых.

-2
-3
-4

Но оказалось, что при умелом планировании, возможно всё. И вот после нескольких безумных дней подготовки я стояла около поезда, направляющегося в Иркутск, с билетом в руках и большим рюкзаком за плечами, куда уместилась моя жизнь на три недели.

План маршрута был достаточно простым: добраться до Иркутска, купить продуктов согласно составленной заранее раскладке, познакомиться с городом и на следующей день рвануть на электричке до посёлка Култук, откуда начинался наш пеший мини-поход по Кругобайкальской железной дороге к станции «Байкал».

-5
-6
-7

Надо сказать, что Кругобайкальская железная дорога, или как её сокращенно называют КБЖД, – место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, на всей Земле. По количеству разного рода работ, сделанных на каждом километре пути, и по трудности их выполнения Кругобайкалка превзошла все построенные рельсовые пути в мире и по праву считается красивейшей среди железных дорог. Вы только представьте: на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с живописными и непохожими друг на друга скалами.

-8
-9
-10

Если обратиться к истории, можно узнать много интересных фактов о строительстве этого необычного сооружения. Вообще Кругобайкалка раньше являлась частью знаменитой Транссибирской магистрали. Строили её в основном сосланные в Сибирь каторжники. Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость продвижения составляла всего 40-50 сантиметров. На каждый километр пути в среднем было израсходовано по одному вагону взрывчатки, а земляных работ произведено столько, сколько было сделано при строительстве Суэцкого канала.

-11
-12
-13

За период строительства этого участка транссибирской железной дороги (от Култука до порта Байкал) строители возвели 41 тоннель. Из них 40 сохранилось. Общая протяжённость тоннелей около девяти с половиной километров. Было построено 15 каменных галерей и 3 железобетонных. Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты озера Байкал было переброшено около 470 больших и малых мостов и 6 виадуков. Для защиты пути построили около 270 различных укреплений: подпорных стенок, мощений и прочих. Было построено 18 каменных труб и лотков. По некоторым подсчётам историков, на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится, как минимум, одно инженерно-техническое сооружение.

-14
-15

До 1950-х годов КБЖД полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до Байкала «затонула». Транссибирскую магистраль проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком.

В конце 1970-х годов этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был взят под охрану государством. Сегодня Кругобайкалка представляет собой железнодорожную ветку длиной 89 километров, по которой мы и шли пешком около пяти дней, наслаждаясь волшебной красотой Байкала.

-16
-17

Ходьба по шпалам не всегда была удобной. Практически все натоптанные по обочинам тропинки были засыпаны гравием, а сами шпалы уложены неравномерно. Но это нисколько не омрачило наш поход, а даже наоборот сделало его ещё более увлекательным. Ведь, как я люблю себе повторять, чем труднее, тем интереснее.

Но что же сама Кругобайкалка? Это действительно безумно красивое и удивительное место. Ощущение, что на этой дороге было продумано всё до мелочей и на любой случай. На протяжении всей дороги полно всяких интересных сооружений – виадуков, мостов, акведуков и тоннелей.

-18

Природа КБЖД тоже поражает – с одной стороны отвесные скалы, с другой – сразу у рельсов плещется озеро Байкал. Зрелище и впрямь уникальное, однозначно заслуживающее того, чтобы увидеть его хотя бы раз в жизни.

Ну, а личные впечатления о пешем маршруте и всех тяготах походной жизни читайте тут:

Кругобайкальская железная дорога. Часть 1.

Кругобайкальская железная дорога. Часть 2.

Кругобайкальская железная дорога. Часть 3.

Кругобайкальская железная дорога. Часть 4.

Кругобайкальская железная дорога. Часть 5.