Сказал Ибн Кайим, рахимахуллах:
«Основная цель и’тикафа – привязать сердце человека к Аллаху, когда он (человек) достигает внутреннего сосредоточения, и пропадает у него озабоченность приземленными вещами, и все его сердце начинает занимать мысль о вечности, и достигает такого состояния, когда все его страхи, надежды, ощущения, заменяются любовью к Аллаху и мыслями о Нем. Беспокойство о мирском преобразуется в страх перед Всевышним, каждые мысль и чувство полны рвением заслужить Его довольство; преданность миру заменяется на преданность Аллаху, и это становится преддверием могилы, где не будет ни друга, ни помощника. Вот – высокая цель и’тикафа, который считается самой возвышенной частью Рамадана, его последних десяти дней».
Подобным образом отмечает Шах Валиулла:
«И’тикаф в мечети есть средство для достижения умиротворения в разуме и очищения сердца, когда человек уподобляется ангелам (в преданности Аллаху), имеет возможность застать Лейлят-уль-Кадр, посвятить себя молитве и размышлению. Аллах отделил последние десять дней Рамадана для этого и сделал его сунной благочестивых и добродетельных рабов».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда соблюдал и’тикаф, и многие мусульмане, поэтому, стараются следовать этому. И’тикаф стал особенностью месяца Рамадан и считается практикой преданных и благочестивых рабов. Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда соблюдал и’тикаф в течение последних десяти дней месяца Рамадан до конца своей жизни. После его смерти его жены поддерживали эту традицию (Бухари). Также передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал и’тикаф в течение десяти дней каждый год в месяце Рамадан, а в год, когда он скончался, он соблюдал его в течение двадцати дней. (Бухари).
Смысл и’тикафа
И’тикаф представляет собой пребывание в мечети в течение определенного времени с намерением на и’тикаф. В общем, не существует каких-то ограничений во времени, сколько времени нужно провести в мечети, чтобы это считалось и’тикафом. Однако, суннат-и’тикаф должен продолжаться не менее десяти дней в Рамадане, иначе сунна не будет считаться исполненной. Если человек сделал обещание на и’тикаф ваджиб (и’тикаф по обету), то этот и’тикаф должен продолжаться не менее одного дня и одной ночи (Бадаи ас-Санаи).
Кто может соблюдать и’тикаф
- 1. Чтобы и’тикаф был действительным, человек должен быть здоровым мусульманином (находиться в здравом уме); и’тикаф душевнобольного человека или неверующего не будет действительным. Однако подобному тому, как ребенок (не достигший совершеннолетия) может совершать намаз или держать пост, и он будет действительным, таким же образом ребенок может совершать и’тикаф (Бадаи ас-Санаи).
- 2. Женщина также может совершать и’тикаф в своем доме, находясь в специальном месте для ибадата. Однако ей необходимо получить разрешение своего мужа для совершения и’тикафа. Более того, важно, чтобы она не находилась в состоянии хайда или нифаса.
- 3. Для суннат-и’тикафа и ваджиб-и’тикафа необходимо, чтобы человек держал при этом пост – если человек не будет держать пост, он не может соблюдать данные категории и’тикафа. Но для нафль-и’тикафа находиться в состоянии поста необязательно.
Место совершения и’тикафа
Для мужчин и’тикаф нужно совершать только в мечети. Самое благословенное место для и’тикафа – это Запретная мечеть в Мекке, следующее по значимости место для и’тикафа – Мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, третье благословенное место для и’тикафа – Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, и четвертое – каждая джума-мечеть города. Однако вовсе нет необходимости совершать и’тикаф обязательно в джума-мечети, его можно совершать в любой мечети, где читаются ежедневные пять молитв с джамаатом. Если же мечеть такова, что в ней не совершаются пять намазов каждый день, то на этот случай есть разные мнения между учеными, некоторые считают, что в этой мечети можно совершать и’тикаф, другие считают, что нельзя (Ибн Абидин).
Однако, и’тикаф нельзя совершать в мечети, где пять молитв ежедневно совершаются только в Рамадан (Фатава Рахимийя, т .2, с. 30).
Виды и’тикафа
- И’тикаф маснун (суннат-и’тикаф): этот вид и’тикафа совершается только в месяц Рамадан, в его последние десять дней, он начинается на 21 ночь Рамадана и заканчивается, когда становится видна луна месяца Шавваль (то есть, накануне праздника Идуль-фитр). Он называется суннат, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение совершать этот и’тикаф каждый Рамадан.
- И’тикаф нафль его можно совершать в любое время.
- И’тикаф ваджиб: это относится к двум видам и’тикафа, и’тикаф, который становится ваджибом вследствие обета или клятвы (назр), или и’тикаф када, когда человек возмещает пропущенный и’тикаф маснун.
Продолжить чтение https://azan.ru/maqalat/read/itikaf-podrobnyiy-razbor-9765