Клан Ротшильдов считается одним из богатейших в мире, поэтому все бизнес-решения его участников находятся на виду. Недавно 83-летний Джейкоб Ротшильд объявил о своем намерении уйти в отставку с поста председателя инвестиционного банка Rothschild Investment Trust, учредителем которого являлся и шестьдесят лет принимал самое активное участие в его жизни. Это событие заметно обеспокоило мировые финансовые круги. Ведь при подобных метаморфозах в полной мере оценить последствия довольно сложно.
Попробуем ответить на несколько вопросов. Какова история прославленного рода и какое значение имела семья Ротшильдов для финансовой системы планеты? А также, чего ожидать от грядущих изменений в составе правления известного банка?
Истоки династии
В феврале 1744 года в еврейском квартале Франкфурта-на-Майне в многодетной семье торговца и менялы Амшеля Мозеса родился сын Майер. Подросший мальчик обучался в школе раввинов и банке Оппенгеймера, но, как потом оказалось, коммерческие наклонности возобладали, поэтому, вернувшись в отчий дом, Майер Амшель, не только продолжил дело своего родителя, но и увековечил династию в мире.
Кстати, проследить ее удалось вплоть до 1577 года. Предок Ротшильдов – Ицхак Элханан, в те времена жил в родовом доме, который впоследствии, в 1664 году, семья сменила на новый, где и обитала до начала XIX столетия. Проживало в особняке три десятка родственников. Там же они проводили бизнес-сделки.
Пока ответа нету – копите капитал!
Но вернемся к Майеру – возвратившись во Франкфурт после смерти родителей, предприимчивый юноша постепенно интегрировался в тогдашнюю финансовую систему, активно занялся обменом медалей и монет, а позже открыл собственную антикварную лавку. Вскоре Майер делает блестящую карьеру – становится придворным банкиром германского монарха Вильгельма IX.
Женившись в 27 лет на 17-летней девушке Гутле Шнаппер, придворный гоф-фактор (такова должность Майера на королевской службе) продолжал развиваться как делец. Тем временем у пары родилось десять детей.
Отслеживая историю появления богатейшей мировых династий, определенно удалось выяснить одно – Ротшильды ни при каких обстоятельствах не позволяли деньгам уходить из семьи. Всеми активами распоряжались исключительно родственники и долгое время даже браки заключались только между кузинами и кузенами. Если этого не происходило, то зятья и невестки из чужих семей, конечно, выполняли роль в родовой бизнес-машине, но не на ключевых постах, а в качестве чернорабочих и служащих.
Майер беззастенчиво пускал в оборот активы курфюрста, возвращая в казну все до единой копейки, но зарабатывая на этом огромные барыши. Поэтому финансовое состояние клана Ротшильдов росло с устрашающей быстротой.
Все в семью
Среди 10 детей Майера половину составляли сыновья. Именно в их руки, согласно завещанию отца, умершего в 1812 году, перешло дело им взлелеянное. Этот факт отражен даже на гербе Ротшильдов – на нем изображена рука, сжатая в кулак, которая держит пять острых стрел.
За два года до смерти Майер основал фирму «Ротшильд и сыновья». После его кончины отпрыски разъехались по Европе и не только достойно продолжили дело родителя, но и основали отдельные семейные ветви. Джейкоб Ротшильд, о котором идет речь, был прапраправнуком Натана Майера – третьего сына легендарного придворного казначея.
Роль Натана Ротшильда в наполеоновской компании
Основатель английской ветви семьи толстосумов появился в Лондоне в 1809 году. До того он довольно успешно торговал тканями, но после блокировки Ла-Манша это стало абсолютно невыгодным. В британской столице отпрыск рода миллиардеров, прославившихся на всю планету, в 1811 году основал лондонское отделение банка «Ротшильд и сыновья», фундамент которого был заложен Майером.
В те смутные времена это был самый безопасный форпост, куда не опасались вкладывать деньги богатые люди той эпохи, а также через него проводилось огромное количество платежей. В частности, банком Ротшильдов финансировалась армия герцога Веллингтона, ведущего жестокую войну с Наполеоном. Особенно выдающихся успехов это финансовое учреждение добилось во времена битвы при Ватерлоо.
Семейные мифы Ротшильдов
Легендарная битва при Ватерлоо, состоявшаяся в июне 1815 года, позволила сыновьям именитой фамилии серьезно обогатиться. Но сделали они это не совсем честно. Хотя уместная хитрость приемлема не только на бранном поле, но и в бизнесе. С самого начала, когда преимущество еще находилось на стороне Наполеона, за ходом исторической битвы тайно наблюдал агент Ротшильдов – мистер Ротворд. Внезапно ход сражения резко преломился, но мир об этом пока не знал, зато был оповещен банкир клана – Натан.
Как он узнал об этом столь быстро? Точный способ, которым агент передал информацию, неизвестен, но предположительно он использовал голубиную почту. Весть молниеносно примчалась через Ла-Манш, а Натан Майер, вместо того, чтобы рассказать правду, убедил всех, что Веллингтон проиграл битву, и начал потихоньку распродавать акции. В панике то же самое сделали другие дельцы, стоимость ценных бумаг упала донельзя, а агенты миллиардера быстро скупили их до того момента, как весть о позорном поражении Наполеона облетела мир.
Таким образом, Натан заработал 40 миллионов фунтов стерлингов – сказочная сумма по тем временам. Именно тогда он произнес фразу, навеки вошедшую в историю, повествующую о том, кто может стать властелином мира.
Генеалогическое древо легенды современного бизнеса
От Натана Ротшильда родилось шестеро детей, среди которых был сын – Лайонель Нейтан, впоследствии женившийся на баронессе Шарлотте. В 1840 году в семье появился очередной ребенок мужского пола, по традиции названный Натаниэлем, ставший первым бароном Ротшильдом. Дворянские титулы членам семьи банкиров начали присваивать еще раньше – в 1816 году, по ходатайству графа Штадиона – тогдашнего министра финансов.
Далее еще два поколения клана рождалось и умирало. Примечательна биография Чарльза Ротшильда, знаменитого банкира и увлеченного энтомолога, специалиста по блохам, деда нынешнего председателя инвестиционного банка RIT Capital Partners, сира Джейкоба. Мужчина совершил самоубийство в 1923 году, не выдержав мучительных головных болей при энцефалите. У него осталось четверо детей, один из которых – Натаниэль Майер Виктор и был отцом ныне здравствующего четвертого барона Ротшильда.
Можно заметить, что многократно повторяющиеся имена участников семейной династии вносят значительную путаницу в понимание, кто есть кто, даже среди людей компетентных. Но с этим уже ничего поделать нельзя.
Эпохальное решение отпрыска славного дома
Учитывая многовековую историю рода банкиров и финансистов, значение этой династии в мире невозможно преувеличить. Именно поэтому недавнее заявление барона Натаниэля Чарльза Джейкоба Ротшильда об уходе из семейного бизнеса так взволновало общественность и особенно представителей банковской сферы. Титулованный участник правления является продолжателем английской ветви клана и активно занимается родовым бизнесом с 1990 года. Естественно все ожидали обвала стоимости акций и ощутимого краха локальной системы, но Джейкоб фон Ротшильд поспешил успокоить волнения – он и члены его семьи не собираются покидать ряды акционеров банка. Также он пообещал, что косвенно продолжит участвовать в семейном деле. Более подробно барон ситуацию не прокомментировал.
RIT и мнения экспертов
Аналитики считают, что такому решению мог поспособствовать давний раскол, случившийся в 1976 году в семье Ротшильдов. Тогда Джейкоб предложил расширить пакет услуг банка NM Rothschild & Sons Ltd, но идея была отторгнута его отцом и двоюродным братом.
Rothschild Investment Trust или RIT все-таки появился и стал основным детищем Джейкоба фон Ротшильда. Банк дебютировал на лондонской фондовой бирже в 1988 году и с тех пор его активы выросли на 1 500 %, автоматически удешевив финансовые семейные ветви во Франции и Швейцарии.
То есть, пойдя наперекор отцу и кузену, Джейкоб еще больше разбогател? Как это ни парадоксально, да! Эксперты утверждают, что аналогов траста практически не существует – крайне мало финансовых учреждений, приносящих такую колоссальную прибыль. RIT – был и остается синонимом Джейкоба Ротшильда и его визитной карточкой, хотя своим решением он настроил против себя часть родового клана. Стоит сказать, что обширные инвестиции в этот банк изначально стекались в первую очередь благодаря блестяще образованному, умному и предприимчивому отпрыску знатной династии.
В 2020 году, в месяц, когда Джейкобу исполнится 84 года, состоится очередное собрание акционеров RIT, на котором должен будет присутствовать и сам основатель. Идеально сконструированная финансовая машина, конечно, продолжит работать и без него, но пока четвертый барон Ротшильд жив, его влияние на развитие траста все равно будет весьма ощутимым.