Хэштеги – это основная поисковая опция, которую предоставляет Инстаграм, и одна из его ключевых особенностей. В отличие от Фейсбука и ВКонтакте, где работает полноценная поисковая строка, в первые годы своего существования Инстаграм позволял пользователю искать исключительно тематические фото. Позаимствованная из Твиттера система хэштегов помогала создавать тематические подборки – поэтому в 2014 году, поставив тот или иной хэштег, пользователь мог ожидать, что его фото попадёт в такую подборку и будет показано пользователям по всему миру.
Однако со временем количество пользователей Инстаграма начало увеличиваться, а с ним – и количество фотографий. В результате создатели социальной сети были вынуждены ввести специальный алгоритм, который будет отсортировывать фото в ленте так, чтобы они максимально соответствовали интересам пользователя.
Как работает этот алгоритм?
Доскональное описание этого алгоритма создатели решили оставить в тайне. Однако одно известно достоверно: поиск в первую очередь будет показывать вам посты, максимально похожие на те, с которыми вы взаимодействовали до этого. К примеру, если вчера вы поставили несколько лайков фотографиям с горными пейзажами, то, скорее всего, сегодня горные пейзажи вновь появятся в вашей ленте рекомендаций.
То же самое происходит и с поиском по хэштегам: если вы часто взаимодействуете с аккаунтами определённых брендов, то их публикации, отмеченные хэштегом #beauty, с большей долей вероятности отобразятся в вашем поиске, чем фотографии блогера из соседнего города, отмеченные тем же хэштегом. И наоборот: если вы чаще взаимодействуете с аккаунтами блогеров, то поиск по хэштегу будет показывать вам именно их посты.
Что происходит с хэштегами на практике?
С одной стороны, алгоритм делает ленту более удобной для рядового пользователя – он получает именно тот контент, который вызывает у него отклик. В то же время алгоритмическая лента создает массу проблем для тех, кто пытается продвигать своё дело с помощью хэштегов – ведь теперь выдача по одному и тому же хэштегу у трёх разных людей выглядит по-разному.
Иными словами, если вы мастер маникюра и ставите под фото хэштег #ногтимосква, ваши публикации по хэштегу увидят только пользователи, которые недавно взаимодействовали с другими московскими мастерами. Не стоит рассчитывать, что это принесёт вам моментальные продажи – согласитесь, если пользователь уже поставил несколько лайков другим мастерам, то, вероятно, он уже определился с покупкой услуги.
Определенная польза в этом, конечно, есть: хэштег #ногтимосква хотя бы выведет вас на один уровень с другими городскими мастерами – так вы попадёте в поле зрения своего потенциального клиента и получите шанс выиграть в конкурентной борьбе. А вот хэштег #ногти, в свою очередь, отправит ваш пост в одну выборку с работами всех русскоязычных мастеров сразу. Это ещё более неудобно: аудитория из Норильска и Улан-Удэ при всём желании не сможет обратиться к вам за услугой, даже если ей понравится ваше фото.
Слишком сложные хэштеги работают ещё хуже, чем слишком простые. Среднестатистическая женщина, желающая записаться на антивозрастной уход за кожей, не станет искать косметолога или салон по хэштегу #фракционныйrfлифтинг – скорее всего, она даже не знает, как правильно пишется название такой сложной процедуры. Зато точное название процедуры знают и употребляют другие косметологи – в итоге, методично проставляя длинные хэштеги, вы отправляете свои посты в ленту своим прямым конкурентам.
В некоторых случаях хэштеги действительно приводят целевых покупателей, однако это скорее исключение, подтверждающее правило – в большинстве своём хэштеги в Инстаграме не приводят новых клиентов. Вы можете самостоятельно оценить эффективность хэштегов, открыв раздел «Посмотреть статистику» под любым своим постом: строчка «из хэштегов» отобразит, сколько человек отыскало вашу запись, воспользовавшись поиском по хэштегам. Скорее всего, эта цифра будет достаточно небольшой по сравнению с остальными показателями.
Что же делать?
С момента появления алгоритмической ленты прошло почти 2 года. Всё это время пользователи социальной сети пытались повысить свою позицию в поиске по хэштегам самыми разными способами – использованием максимального количества хэштегов в одном посте, накруткой лайков в первые минуты публикации, созданием специальных лайк-чатов и проведением лайк-таймов. Однако ни один из этих методов сегодня не работает так, как работал в 2017 году: с тех пор модерация социальной сети стала значительно строже, а алгоритм – значительно сложнее.
Сегодня алгоритмическая лента положительно реагирует на записи тех аккаунтов, с которыми активно взаимодействуют живая аудитория. Проводите прямые эфиры, общайтесь с пользователями в комментариях, устраивайте опросы и викторины – это поможет вам продвинуть свои записи в поисковой выдаче, в том числе в поиске по хэштегам.
Начинающие мастера могут воспользоваться хэшгегами с указанием города, чтобы привлечь к себе внимание и увеличить охват своих постов на старте, однако качественного долгосрочного результата – и тем более продаж – это не принесёт.