Общеизвестно, что люди в Средние века не мылись - точнее, может, и мылись, но редко и нерегулярно. Но на самом деле это совсем не так! Вот, например, святой Финтан Клоненахский - он принимал ванну ежегодно перед Пасхой. Может, и редко, но зато регулярно.
А если серьезно, то такие истории об очень редко мывшихся людях (можно вспомнить еще легенду о том, что королева Изабелла Кастильская то ли призналась, что мылась ровно дважды, после рождения и перед свадьбой, то ли поклялась не мыться, пока вся Иберия не будет освобождена от мусульман) как раз потому и запомнились и дошли до наших дней, что были редкостью. Гораздо больше дошедших до нас свидетельств о том, что люди очень заботились о чистоте тела - это и медицинские трактаты, и иллюстрации в манускриптах, и даже витражи.
Мытье рук и лица до еды и после были почти таким же обычным делом, как сейчас. В домах знатных людей в воду в кувшинах для этого часто добавляли розовые лепестки или ароматические травы. Что касается мытья тела, то крестьяне могли купаться в ручьях или использовать небольшой таз и кувшин (так что тазик и ковшик в период летнего отключения горячей воды можно рассматривать как освященную веками традицию), а богатые люди принимали целые ванны.
Отдельного помещения под "ванную" в домах обычно не было. В нужную комнату вносились большая деревянная бочка, горячая вода, ароматические масла и мыла (да-да, мыло у них тоже уже было!). Чтобы не пораниться при принятии ванны в деревянной бочке, в нее стелили ткань, а иногда еще и навешивали тент - и для приватности, и для сохранения тепла.
Принятие ванны было делом серьезным во всех отношениях - ему посвящали целые разделы медицинских трактатов. Например, один трактат XIV века перечислял 57 способов принятия ванны при разных состояниях здоровья. В том же XIV веке, при короле Англии Эдварде III, в Вестминстерском дворце появилось холодное и горячее водоснабжение королевской ванны.
Но не стоит думать, что все стало хорошо уже в XIV веке, а до этого было плохо! Иоанн Безземельный возил за собой собственную ванну по королевству еще в начале XIII века, а несколькими столетиями раньше биограф Карла Великого Эйнхард рассказывал о том, что король любил принимать ванны и "приглашал принимать ванны с ним не только сыновей, но и знатных людей и друзей, а иногда даже множество слуг и телохранителей, так что иногда сто и больше мужчин купалось вместе."
На этом месте можно заключить (совершенно правильно), что принятие ванны рассматривалось еще и так способ приятно и весело провести время, и с надеждой посмотреть на монахов: может, хоть они поддержат пошатнувшийся миф о "грязном Средневековье"?
А вот и нет, отвечает нам, например, Вестминстерское аббатство, монахам которого было предписано принимать ванны ровно четыре раза в год: на Рождество, на Пасху, в конце июня и конце сентября. Из того, что в штате аббатства числился специальный банщик, который получал ежедневно два куска хлеба, можно сделать вывод, что его услуги требовались регулярно, и уж точно чаще, чем четыре раза в год.
Ну хорошо, но богатых людей, которые могли позволить себе ванну в доме, было не так много, монахов тоже, а все остальные все-таки обходились без мытья?
Нет, для них были общественные бани, причем очень многочисленные. Английский монах-августинец Александр Неккам, живший в Париже в начале XII века, оставил выразительную зарисовку повседневной жизни города: по утрам его обыкновенно будили крики банщиков с улицы: "Бани горячие!" Известно, что к началу XIII века в Париже было 32 общественные бани, а в Саутуарке (это сейчас он район Лондона, а тогда это был отдельный город на противоположном Лондону берегу Темзы) - 18.
Чтобы сходить в баню, ехать в большой город было совершенно не обязательно, в маленьких городах они тоже были. Часто, кстати, при местных пекарнях - жар от хлебных печей использовался для нагрева воды. Вода кипела, жизнь тоже: поскольку в банях не было разделения на мужские и женские, мужчины и женщины купались вместе, с легко представимыми и неодобряемыми церковью последствиями. Известно, что те же бани Саутуарка имели нелестную репутацию прикрытия для борделей.
В XVI веке эта веселая жизнь закончилась - сыграли свою роль и Реформация с ее более пуританскими настроениями, и прошедшие по Европе эпидемии. Первое, что приходит на ум - это чума, конечно, но еще более серьезный удар по баням могло нанести распространение сифилиса в конце XV века. Черту под историей средневековых бань подвел в 1526 году Эразм Роттердамский: "Двадцать пять лет назад не было в Брабанте ничего моднее общественных бань. Сейчас ни одной не осталось, ибо новая чума приучила нас избегать их."
_____________________________
Продолжение следует, а чтобы не пропустить его - можно подписаться на мой канал. И на канал в телеграме - там все анонсы, и еще много красивого и интересного :)