Автор: Евгений Крымов.
Многие владельцы катеров и лодок, при самостоятельном обслуживании, часто пренебрегают одним важным моментом.
Речь пойдет о рулевом приводе на самом распространенном в наше время тросе...
В нашем случае, штурвал и трос - расположены справа (если слева, то процедура зеркальна).
Иногда, люди жалуются на сильный люфт штурвала. На некоторых редукторах из дешевого сегмента - этот люфт допустим, аж до 15 град.!
Но часто причиной люфта ("и какого-то стука") оказывается незатянутая гайка ввода наконечника троса (штока).
Она должна быть закручена полностью и зажимать литое стопорное утолщение между втулкой и самой гайкой (фото ниже)
С одной из частых причин люфта разобрались.
Далее, многие замечают, как стальной наконечник троса при больших долговременных оборотах двигателя, входит в резонанс и начинает дребезжать на выходе из направляющей втулки корпуса двигателя.
В первую очередь это говорит об отсутствии смазки внутри.
Выкручиваем штурвал вправо, заходим с кормы. Слева от двигателя, с правого края выдвинутого штока видим чёрную гайку. Пластик.
Сразу скажу, что внутри нее находится еще и резиновая манжета круглого сечения. Откручиваем гайку. Выкручиваем штурвал максимально влево и обратно вправо.
Удаляем со штока всё тряпкой, мажем чистый шток свежей смазкой. Снова поворачиваем штурвал максимально влево и обратно вправо. И снова наносим смазку и ставим гайку на место.
Закручивается она от руки. Усилия через тряпку должно хватать. Скопившаяся лишняя смазка на резьбе снова наносится на шток, на его открытую часть уже с внешней стороны гайки. Не очень хорошо, если он будет совсем сухим.
У некоторых установлен пыльник на шток. Следует немного набить его смазкой. Рекомендую в таких случаях выкручивать штурвал максимально влево перед долговременной межсезонной стоянкой. Далее можем прошприцевать маслёнки на поворотном кронштейне (ось подъёма двигателя).
Сразу скажу - эту процедуру желательно делать именно так. В инструкциях все может быть проще и лаконичнее. Но лишние 5 минут - Вас, точно не напрягут. А станет лучше.
И вдогонку ещё маленький нюанс. Сочленение штока и "кочерги" должно быть именно таким, чтобы шайба располагалась СВЕРХУ - над отверстием штока. А гайка несильно затянута.
В ней находится пластиковый фиксатор предотвращающий самораскручивание. А ход должен быть легкий, но без лишнего люфта и вибраций.
Заметка о "чудо гайке" для рулевого управления по этой ссылке.
Каталог полезных статей о лодках и катерах - по ссылке!