Найти тему
Лодочник

Как регулировать рулевое управление на моторной лодке: Полезные советы

Автор: Евгений Крымов.

Многие владельцы катеров и лодок, при самостоятельном обслуживании, часто пренебрегают одним важным моментом.

Речь пойдет о рулевом приводе на самом распространенном в наше время тросе...

В нашем случае, штурвал и трос - расположены справа (если слева, то процедура зеркальна).

Иногда, люди жалуются на сильный люфт штурвала. На некоторых редукторах из дешевого сегмента - этот люфт допустим, аж до 15 град.!

Но часто причиной люфта ("и какого-то стука") оказывается незатянутая гайка ввода наконечника троса (штока).
Она должна быть закручена полностью и зажимать литое стопорное утолщение между втулкой и самой гайкой (фото ниже)
Фото: "Лодочник"
Фото: "Лодочник"

С одной из частых причин люфта разобрались.

Далее, многие замечают, как стальной наконечник троса при больших долговременных оборотах двигателя, входит в резонанс и начинает дребезжать на выходе из направляющей втулки корпуса двигателя.

В первую очередь это говорит об отсутствии смазки внутри.

Выкручиваем штурвал вправо, заходим с кормы. Слева от двигателя, с правого края выдвинутого штока видим чёрную гайку. Пластик.

Пластиковая гайка рулевого штока
Пластиковая гайка рулевого штока

Сразу скажу, что внутри нее находится еще и резиновая манжета круглого сечения. Откручиваем гайку. Выкручиваем штурвал максимально влево и обратно вправо.

Удаляем со штока всё тряпкой, мажем чистый шток свежей смазкой. Снова поворачиваем штурвал максимально влево и обратно вправо. И снова наносим смазку и ставим гайку на место.

Закручивается она от руки. Усилия через тряпку должно хватать. Скопившаяся лишняя смазка на резьбе снова наносится на шток, на его открытую часть уже с внешней стороны гайки. Не очень хорошо, если он будет совсем сухим.

У некоторых установлен пыльник на шток. Следует немного набить его смазкой. Рекомендую в таких случаях выкручивать штурвал максимально влево перед долговременной межсезонной стоянкой. Далее можем прошприцевать маслёнки на поворотном кронштейне (ось подъёма двигателя).

Сразу скажу - эту процедуру желательно делать именно так. В инструкциях все может быть проще и лаконичнее. Но лишние 5 минут - Вас, точно не напрягут. А станет лучше.

И вдогонку ещё маленький нюанс. Сочленение штока и "кочерги" должно быть именно таким, чтобы шайба располагалась СВЕРХУ - над отверстием штока. А гайка несильно затянута.

Соединение рулевой тяги. Фото: "Лодочник"
Соединение рулевой тяги. Фото: "Лодочник"

В ней находится пластиковый фиксатор предотвращающий самораскручивание. А ход должен быть легкий, но без лишнего люфта и вибраций.

Заметка о "чудо гайке" для рулевого управления по этой ссылке.

Каталог полезных статей о лодках и катерах - по ссылке!