Мир Джорджа Мартина жесток. В отличие от классического фэнтези (Д. Р. Р. Толкин, К. Льюис), Вестерос не населен «добрыми» и «злыми», «светлыми» и «темными».
Нет, у каждого персонажа есть свои сильные и слабые стороны. Герои Мартина неоднозначны. А нормы морали столь размыты, что и не знаешь порой, кому конкретно надо сопереживать в той или иной ситуации.
И процесс воскрешения у Джорджа Мартина также необычен. Потустороннего мира не существует. Далее — лишь темнота. И эта темнота при «возвращении» забирает часть человека, уродует его.
Об этом говорит «лорд-молния», Берик Дондаррион. В книгах мы также можем увидеть еще один пример — Кейтилин Старк. Ее вернули как раз ценой жизни Берика. Сама же Бессердечная мало походит на человека. Она одержима жаждой мести и являет собой лишь тень, злобную оболочку Кейтилин.
Огненный божок Вестероса возвращает кого-либо не просто так. Человек должен выполнить свое предназначение. Увы, но при таком раскладе не столь понятно, зачем возвращали Джона Сноу.
Во-первых, никакой драматургии в этом не было. Джон остался прежним. Он способен узнать близких. Женщины его по-прежнему интересуют. Наконец, характер также не претерпел изменений.
Увы, но гибель так ничему и не научила Джона. Он так и остался «незнайкой». Ведомым, доверчивым и убийственно честным.
Кроме того, решающей роли в борьбе с белыми ходоками Джон также не сыграл. Арья Старк оказалась куда полезнее. Да, Джон обращал внимание на угрозу севернее Стены. Но в этом плане эстафету мог перехватить, например, Скорбный Эдд. Вот это был бы поворот, да?)
Правда, это все сериальные заморочки. Воскреснет ли Сноу в книге? Скорее всего, да. Но... я полагаю, Мартин-то уж точно поработает над образом «выживанца». Благо у него сам Джон в книге потихоньку эволюционировал.
Но лично я все же считаю это воскрешение «богом из машины» и потакание фансервису. По крайней мере, сериал пошел именно таким путем.
А с вами был Темный критик, еще увидимся. И да, у меня еще есть отличный паблик в ВК, заходите!