Если есть возможность не покупать машину в Коста-Рике - воспользуйтесь этой возможностью! Если машина, нужна "позарез" - идите в официальный салон за новым, дорогим автомобилем. Ну, а если как мы, хотите б/у, в отличном состоянии, недорого, да еще и языка не знаете, значит: вам скучно(1), у вас есть много времени(2) и на банковской карте ещё кое-что имеется(3). Но решив, что за неделю мы обязательно купим авто, уже через пару дней осознали, что все три первоначальных условия изменились до неузнаваемости, а попутно мы окунулись в интенсивное изучение испанского языка!
За пару месяцев до этого мы начали штудировать форумы на тему покупки авто в Центральной Америке с возможностью свободного путешествия через границы. Мнений было много, и опыты над собой люди нещадно ставят до сих пор (мы не исключение). Однако, все мнения сходятся на том, что машины в Центральной Америке полное хламьё, у местных автомехаников руки растут не из той части тела, а мошенников на рынке продажи б/у машин больше, чем самих машин. Конечно, мы с иронией думали, что тоже самое готовы сказать и о российской действительности, но зря поторопились, пройдя этот "квест", мы уверились, что у нас в РФ всё ещё очень даже на безопасном и понятном уровне.
Итак, квест "Покупка авто в Коста Рике" начинается с просмотра пары ресурсов crautos.com и encuentra24.com - это даёт неисчерпаемую пищу для размышлений. Причина глубоких раздумий кроется в дороговизне машин в Коста Рике. Они (машины) здесь самые дорогие по Центральной и Латинской Америке, да и в сравнении с российскими ценами, тоже "кусаются". Цены в Коста Рике выше, чем в соседней, также благополучной Панаме, на 30-35%, да и выбор в Панаме лучше, не говоря уже про выбор в США. Зачем же покупать авто именно в Коста Рике? Затем только, если вы хотите путешествовать по стране на авто более 1 месяца или вернуться в неё на этом же авто раньше, чем через 6 месяцев. То есть, вы можете купить авто где угодно, но вы не имеете право ездить на ней по Коста Рике более 1 месяца, потом придется гнать её через границу и 6 месяцев не въезжать обратно. Что до машин из США, то уже через 14 дней придется ее растаможить и зарегистрировать на территории К-Р уже на себя, при этом заплатить часто приходится в несколько раз больше стоимости самого авто.
Найдя подходящую по запросам и цене машину (иногда эти два параметра могут не совпасть), смотрите внимательно кто именно продает машину: физическое лицо или автодилер б/у автомобилей. Если это физическое лицо, то продолжать интересоваться покупкой можно, если номер автомобиля в объявлении не закрашен, иначе его невозможно будет проверить по общей базе данных автомобилей. В этой базе данных можно увидеть кто владелец, когда и кем куплен автомобиль, находится ли он в залоге и ещё кое-что. Необходимо достаточно хорошее знание испанского или помощь друзей (мы пользовались вторым вариантом). Если владелец автодилер, то для них обычная практика закрашивать номер авто в объявлении, т.к. часто они продают невыкупленные автомобили, а иногда можно увидеть, как один и тот же автомобиль продается и владельцем, и парой-тройкой автодилеров. На одном сайте, один и тот же автомобиль, с одинаковыми фото, может продаваться по разным ценам и разными лицами!
После посещения нескольких автодилеров б/у авто поблизости, мы решили попытать счастья, связавшись с физическим лицом. Автодилеры, к которым мы обращались, не могли общаться с нами на английском языке, а мы на их родном испанском. Да и машины были грязные внутри, с крошками, пятнами, что совершенно не стимулирует к покупке. Конечно, в районе столицы - Сан-Хосе и окружающих крупных городах, выбор машин больше, но мы живем на расстоянии 4-5 часов дороги, которая идет через серпантины и пробки, и ездить туда совсем не в радость. Итак, физлицо! Номер в объявлении видно, проверили по базе через друзей - полный порядок, машина чиста. Назначили день просмотра, а накануне решили заехать в сервис, где машина обслуживалась, договориться, что перед покупкой загоним на сход-развал, давление в цилиндрах и т.п. диагностику, чтобы она не подвела в долгом путешествии. И, о чудо! мастер подтвердил, что машина всегда отлично обслуживалась у них, а её хозяин сегодня утром (!) был у них, чтобы проверить машину перед продажей. Какой ответственный парень!!!! Надо срочно решить, что мы должны сделать для оформления данной сделки!
Знакомые из Коста Рики предупреждали нас, что местные адвокаты - это мошенники "в законе". Однако, любая сделка в этой стране невозможна без их участия, довериться можно только знакомому или тщательно проверенному адвокату, а то останешься и без денег, и без машины:) Чудесным образом, адвокаты наших друзей и знакомых оказались очень занятыми людьми, отсутствовали ближайшую жизнь на рабочем месте, улетели на луну, но...могли бы передать нам все бумаги, которые мы подпишем, а им заплатим. И мы пустились на поиски неизвестного, честного и дешевого адвоката. Сделку запланировали на завтра, т.е. адвокат нужен сегодня. Услуги адвоката расцениваются как 5% от стоимости авто!!!! (а в России достаточно оформить сделку, заключив типовой договор между продавцом и покупателем на легальных основаниях и совершенно бесплатно). Причем обязательна предварительная калькуляция юриста в специальной программе, с заведением номера авто, его продажной стоимости, иначе, окончательная сумма услуги не появится. Последний, из трёх посещенных адвокатов, вызвался сразу рассчитать услугу. Вспомнив, что помимо суммы за услуги, нас будет ещё интересовать законность сделки, он нам объявил, что испрашиваемое авто является собственностью банка! Мы должны будем сначала заплатить банку, который находится в столице, после чего банк нам выдает справку о "переуступке права требования долга", а остаток суммы собственнику на руки. Но и это ещё не все новости по данному авто: машина в лизинге на предприятии, директором которого и является наш суперответственный продавец! Призадумались мы серьезно. Позвонили своим друзьям-знакомым, которые ответили примерно одно и тоже "Да мы видели, что машина в лизинге, а разве это проблема для вас?". Возможно, не проблема, но за день до назначенной сделки хочется знать все условия покупки, а не выяснять это в процессе пересчета купюр. Продавцу мы сказали: "спасибо и до свидания", тоже передали своим помощникам и решили больше не искать сложных путей, не гнаться за "заданными нашими мечтами" параметрами, а купить, что есть.
В ближайшем городке нашли официального дилера, у которого есть "трейд-ин", оказалась компания, торгующая Ford и Volkswagen. На стоянке б/у авто все машины чистые, на стекле наклейка с полной информацией: год, пробег, цена и т.п. Тест-драйв сделали, съездили с нами на официальный сервис, сделали диагностику - всё в порядке. Компании-официалы дают после продажи авто 3 месяца гарантии на мотор и коробку, 1 месяц гарантии на всё остальное. Вроде бы время расслабиться, но гложет вопрос: сколько стоит оформить у них сделку? Ответ компании: "У нас есть свой адвокат, который делает необходимую регистрацию авто на покупателя. Стоимость услуги включена в стоимость авто!" Решение принято - берем, не за те деньги, что планировали, не ту марку авто, не тот год... но зато реальная, прямо перед нами, в идеальном состоянии!
А теперь оплата - это часть "квеста". У нас счета в валюте открыты в банке, который входит в международную группу, поэтому снятие наличных в банкоматах без комиссии, перечисления в валюте на получателей в других странах без ограничений и тому подобные "сладкие" условия. Но, на всякий случай, решили часть заплатить наличными, а часть перечислением. Пришли в Scotiabank - максимум выдают 400$ в день, комиссия = 4%, рядом Banko Nacional - 2% комиссия, доллары также возможны в банкомате, Coocique - долларов нет, Banco de Costa Rica (BCR) - комиссия 0%, если выполнять следующие условия: снимаешь партию 200 долларов, не более 4 раз в одном банкомате за день. При этом всё тоже самое делаешь в соседнем банкомате, и в банкомате через квартал. И мы в течение трех дней кружили по соседним деревушкам, "слизывая" все доллары, а когда банкоматы опустели у нас на руках всё равно не оказалось нужной суммы. Начали делать международный платеж. Всё завели в он-лайн банк, дождались "с оказией" код подтверждения платежа, банк вежливо сообщил, что зачисления будут в течение трех дней...прошло 5 банковских дней, переписка с персональным менеджером (а разница по времени такая, что мы не ложились спать, т.к. ждали начало рабочего дня в РФ), потом еще один официальный ответ, что платеж может идти до 7 банковских дней...тьфу, "эфективо" - вот как называется наличка на испанском, какое точное определение, т.к. все остальное - это неэффективное выуживание собственных средств!
На купленное авто оформляем страховку - здесь в полисе только один человек вписывается, а остальные родственники вносятся в базу данных страховщика. Полная страховка на 6 месяцев составляет около 4% от стоимости авто, в неё входит 1 месяц поездки и по Центральной Америке, а для поездки по Южной Америке нужно заплатить еще 300 долларов за 4 месяца. Есть и другие виды страховок, более дешевые, но найти англоговорящего продавца, страховщика, юриста, да еще и не в столице страны, дело невозможное, поэтому соглашаемся на то, что есть, решив, что на продление страховки пойдем уже со знанием испанского!
И еще плюсом 2 рабочих дня (суббота и воскресенье святой выходной) после полной оплаты, для процедуры регистрации авто на нас.
Вот, пожалуй и все...сегодня едем сдавать арендованный седан и пересаживаемся на полный привод! Джунгли, пляжи, грунтовка, горы и резко возникающие в темноте "лежачие полицейские" ждите нас, мы готовы!