29 марта скончалась Аньес Варда - легендарный французский режиссёр, фотограф и документалист. Организаторы Каннского фестиваля решили почтить её память и для главного постера выбрали кадр со съемок дебютного фильма Варда «Пуэнт-Курт». Творчество Аньес Варда часто относят к французской новой волне кинематографа, однако сама режиссёр не совсем с этим согласна: «Я никогда по-настоящему не принадлежала к этой группе. Поэтому меня часто забывали или исключали». И правда, «Пуэнт-Курт» появился практически на десять лет раньше, чем первый фильм новой волны «Красавчик Серж» Клода Шаброля.
Пуэнт-Курт / La Pointe-Courte / Аньес Варда 1955
«Пуэнт-курт» вряд ли можно назвать художественным фильмом в привычном для нас смысле. Этот фильм о крошечной рыбацком посёлке Пуэнт-Курт на южном побережье Франции скорее полудокументальная история с элементами художественного вымысла. Тут нет чёткой структуры и сюжета как такового, герои просто живут в кадре – влюбляются, ловят рыбу, рефлексируют и ищут себя. А Аньес через камеру наблюдает за героями, выстраивая гениальные по композиции кадры и показывая зрителю красоту мира, красоту простых вещей и людей. «Две истории, ничем не связанные между собой, за исключением места, Пуэнт-Курт», - так говорила Варда об этом фильме.
Клео от 5 до 7 / Cléo de 5 à 7 / Аньес Варда 1962
А что если снять фильм в режиме реального времени? Аньес, вдохновившись этой идеей, сняла фильм, действие которого разворачивается, что называется, «здесь и сейчас». Красавица Клео, которую исполнила роскошная Коринн Маршан, ждёт результатов анализа на рак и, волнуясь, бродит по улицам Парижа. А зритель бродит вместе с ней.
«Я хотела, чтобы фильм объединил объективное время – что видно по присутствию часов повсюду, и субъективное время, которое Клео чувствовала во время фильма».
В какой-то момент Клео становится неловко, неуютно, она надевает чёрные очки и шляпку – ускользающая красота сталкивается с такой же ускользающей жизнью и вечной смертью.
Счастье / Le bonheur / Аньес Варда 1965
«Счастье» - это первый цветной фильм Варда, но уже в нём можно заметить, как мастерски она работает с цветом. Между монтажными склейками Аньес использует цветные вставки, а сами кадры напоминают ожившие полотна Ван Гога, Монэ и других импрессионистов. «Я сняла его в изысканных ландшафтах Иль-де-Франс, которые так вдохновляли импрессионистов». За красочной картинкой, однако, скрывается сложный, многогранный, неоднозначный вопрос о человеческом счастье.
Создания / Les créatures / Аньес Варда 1966
История о сумасшедшем инженере, который управляет поведением людей с помощью специально разработанного устройства. Можно сказать, что Варда предугадала появление механизма фабрикации виртуальной реальности. Также в фильме продолжаются её эксперименты с цветом, и, хотя, сам фильм чёрно-белый, некоторые кадры окрашены определёнными красками. Особое очарование фильму придаёт Катрин Денёв в роли девушки, потерявшей голос.
Без крыши, вне закона / Sans toit ni loi / Аньес Варда 1985
Как мы уже успели заметить, время в фильмах Аньес играет особую роль, и в картине «Без крыши, вне закона» оно словно оборачивается вспять! Вначале мы видим лежащий в канаве труп молодой девушки, и уже потом узнаем, что же с ней случилось. Причём, узнаём от каждого героя фильма по-своему – для этого Аньес вплетает псевдо-дкументальные вставки-монологи. «Этот фильм – потрет загадочной молодой женщины, который воссоздаётся людьми, встретившимися ей на пути». Мона, главная героиня фильма, - упрямая, жаждущая свободы бродяжка, в образе которой воплощены стремления женщин к самодостаточности и самовыражению.
Побережья Аньес / Les plages d'Agnès / Аньес Варда 2008
Во всех фильмах Варда создаёт свою реальность, и снимает её так, словно всё это было на самом деле. «Реальность мало значила для меня, и я абсолютно не знала жизни<>Сегодня, я создаю образы, которые преследовали меня в течение длительного времени, от старших классов школы в Сорбонне».
Зеркала, отражения, работа фотографом, огромный синий кит и, конечно, бесконечные пляжи. Наверное, с фильма «Побережья Аньес» стоило бы начать знакомство с творчеством режиссёра, поскольку в нём Аньес даёт все ключики к пониманию своих фильмов.
Автор текста: Катя Макарова
Уважаемые читатели! Мы публикуем не самые массовые тексты и нашим авторам (работающим бесплатно) важна ваша оценка!
Чем больше лайков 👍 получат наши публикации, чем больше подписок соберет канал - тем больше новых постов мы сможем выдавать. Какие-то из них наверняка заинтересуют и вас!
Пожалуйста, подпишитесь: zen.yandex.ru/drugoekino
Этот список на сайте, со ссылками на просмотр онлайн: http://drugoekino.top/lists/poberezhja-anes-varda-ili-komu-posvjaschen-glavnyj-poster-kanskogo-kinofestivalja-2019