У ученых ханафитского мазхаба распространены три мнения о том, когда наступает ночь предопределения (ляйлят аль-кадр).
1. Одно из мнений, широко известных от имама Абу Ханифы: ночь предопределения бывает каждый год и может быть в любые из суток года.
Пишет имам Ибн Абидин аль-Ханафи: «В «аль-Бахре» передано из «аль-Хания», что широко известным мнением, переданным от имама (Абу Ханифы) является то, по которому эта ночь перемещается по всему году, и может быть в рамадане, а может быть в другом месяце.
Я скажу: в пользу этого говорит то, что упомянул Повелитель познавших, мой господин Мухьиддин ибн ‘Араби в его книге «аль-Футухат аль-маккия», сказав: «У людей сложилось разногласие насчет Ночи предопределения, то есть насчет ее времени. Среди них есть те, кто говорит, что она перемещается по всему году. И я высказываю это же мнение. Я видел ее в шаабан, в месяц раби’ и в рамадан. И больше всего я ее видел в рамадан, среди последних из десяти его ночей. А однажды я видел ее среди десяти средних ночей рамадана. (Видел) в его четные и нечетные ночи. Таким образом, я убежден, что она перемещается по всему году и бывает как в четные, так и нечетные сутки месяца». См. «Радд аль-мухтар» 2/453.
2. Мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани: Ночь предопределения находится в месяце рамадан, и она каждый год приходится на одни и те же сутки рамадана, точная дата которых неизвестна.
3. Мнение имама Абу Ханифы, которое зафиксировано, как его мазхаб: Ночь предопределения находится в месяце рамадан, и каждый год она может передвигаться и быть в любые сутки рамадана. В какой-то год это может быть первая ночь рамадана, а в какой-то двадцать третья и т.п.
Пишет имам Ибн Абидин: «Ночь предопределения находится в рамадане по единогласию (между имамами мазхаба), то есть она связана с ним в том смысле, что она есть тогда, когда есть он. Она относится к рамадану у имама (Абу Ханифа) и его двух соратников (Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана), однако у них это конкретная ночь, а у него (Абу Ханифы) не какая-либо конкретная». См. «Радд аль-мухтар» 2/452.
Какое из этих мнений считается главным в мазхабе?
Главным считается третье мнение.
Пишет шейх Аляуддин аль-Хаскафи аль-Ханафи: «В «аль-Мухыт» сказано: «И фатва дается согласно мнению имама (Абу Ханифы)». См. «Ад-Дурр аль-мухтар», с. 154.
Что насчет сообщений о том, что это двадцать седьмая ночь?
Пишет имам Ибн Абидин: «Двадцать седьмая ночь… — это одно из мнений насчет нее, и у этого мнения много доводов в хадисах. Имам (Абу Ханифа) ответил на них, что это было в тот год». См. «Радд аль-мухтар» 2/453.
То есть в тот год, в который пророк, мир ему и благословение Аллаха, хотел сообщить о ней, но не стал, и некоторые сподвижники по воспоминаниям восстановили, что это была двадцать седьмая ночь.
Источник и другие мнения по вопросу: Когда ночь предопределения (лейлят аль-кадр)?
Телеграм-канал: https://tele.click/muntaqa_info
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai
Фейсбук: https://www.facebook.com/muntaqainfo
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh