Михаил Гиголашвили, "Тайный год". Издательство АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018-й год.
Скажу страшную вещь: из современных русских писателей мой любимый - не Пелевин, Сорокин, Быков или Прилепин, а историк-эмигрант Гиголашвили. Даром, что у него всего четыре романа за тридцать лет, три из них не переиздаются, а историческая тематика, наряду с публицистикой и разнородной фантастикой, самая популярная в нынешней литературе. И у нас есть замечательные Водолазкин и Иванов, пишущие о "старине глубокой", и ещё с десяток литераторов калибром поменьше.
"Тайный год" - последняя на данный момент книга Гиголашвили, и прошла она не то, чтобы незамеченной, но как-то уважительно мимо; 2017-й был расцветом публицистики, и всё три финалиста "Большой книги" были в этом жанре - "Ленин" Данилкина, "Катаев" Шаргунова и "Город Брежнев" Идиатуллина (в меньшей степени, но всё же). И "Тайный год" как-то потерялся.
Прочитал эту почти девятисотстраничную книгу за два дня. В жизни Ивана Грозного есть удивительный и таинственный эпизод - царь оставил вместо себя править непонятного Симеона Бекбулатович а, крещеного татарина, а сам удалился в Александровскую слободу. Сведений об этом периоде у историков крайне мало.
В романе Гиголашвили показан даже не год, а две недели; канва строго историческая, а вот внутренний мир героя - фантасмагоричен и странен, всё расплывается в ханке-опии, апокалиптических видениях и десятке авантюрных интриг.
Природа власти, столь манящая писателей своей таинственностью, становится у автора сначала иррациональным мороком, затем вроде бы раскладывается логическим пасьянсом, но в итоге всё равно исчезает от читателя.
Категорически рекомендую всем и каждому - несколько досадно, когда большой и сильный писатель малоизвестен, а вокруг раздаются стенания: "Хорошей русской современной литературы нет". Есть. Ищите, и обрящете.