Найти тему
Poisk-podbor.Ru

Мотоблок: особенности конструкции и виды навесного оборудования

Оглавление

Совсем недавно лопата и грабли, тяпка и коса были единственными сельхозинструментами, доступными дачнику. Советская промышленность ориентировалась на производство крупногабаритных машин, предназначенных для обрабатывания гигантских колхозных и совхозных угодий, а о механизации работ на приусадебных участках не думал никто, кроме горстки энтузиастов-любителей. Мотоблоки выпускались небольшими партиями и являлись большим дефицитом.

В 90-е годы прошлого века ситуация резко изменилась: для многих семей дачный участок стал основным источником продуктов питания. Огромные поля, принадлежавшие колхозам, поделили на земельные паи, и возникло множество малых фермерских хозяйств, для которых содержание большого комбайна или мощного трактора было невыгодно.

«Беларусь МТЗ-05» - первый советский мотоблок
«Беларусь МТЗ-05» - первый советский мотоблок

Как известно, спрос рождает предложение. Отечественные машиностроительные предприятия начали производство небольшой, недорогой, простой в обслуживании и удобной в эксплуатации сельхозтехники «малого формата». Наряду с этим в продаже появились и европейские мотокультиваторы, которые были более качественными и надежными, чем российские аналоги, но стоили намного дороже и не имели сервис-центров по обслуживанию, что создавало проблемы с ремонтом и приобретением запчастей.

За прошедшие годы ситуация с сервисным обслуживанием существенно улучшилась, да и дачное земледелие из средства выживания превратилось для многих людей в хобби «для души». Сейчас на российском рынке в сегменте «любительских» мотокультиваторов уверенно лидируют итальянские и немецкие производители. Однако профессиональнальная сельхозтехника российского, украинского, белорусского производства по-прежнему пользуется высоким спросом. Также в течение последнего десятка лет стали популярны мотоблоки китайского производства.

Zirka IZ-105E - популярная модель китайского производства
Zirka IZ-105E - популярная модель китайского производства

Вкратце расскажем о внутреннем устройстве мотоблока и основных видах навесного оборудования к нему - это поможет нам в дальнейшем лучше оценить достоинства и недостатки той или иной модели.

Конструкция мотоблока

Основными узлами мотоблока являются двигатель, трансмиссия и ходовая часть. Рабочее оборудование монтируется опционально в зависимости от текущей задачи, при этом вращающий момент от двигателя передается на прицепные механизмы с помощью специального вала отбора мощности.

Рассмотрим подробнее каждый из узлов.

Двигатель

-3

Практически во всех моделях мотоблоков используются четырехтактные бензиновые (карбюраторные) или дизельные двигатели мощностью от 5 до 11 л.с. Как правило, в карбюраторных двигателях применяется воздушная, а в дизельных - воздушная или жидкостная система охлаждения. Объем топливных баков у мотоблоков варьируется от 2,5 до 7 литров.

К достоинствам карбюраторных двигателей можно отнести их меньший вес и габариты, а также более легкий запуск по сравнению с дизельными двигателями. Кроме того, во время работы карбюраторные двигатели производят гораздо меньше шума. Но у них есть и существенный минус - намного больший расход топлива. Для сравнения, двигатель мотоблока Zirka IZ-105A мощностью 6,5 л.с., работающий на бензине, расходует топливо в объеме 1,8 л/ч, в то же время значительно более мощный (9 л.с.) дизельный двигатель мотоблока Zirka IZ-135 имеет расход топлива 0,9 л/ч, то есть в два раза меньше! К тому же карбюраторные двигатели обладают меньшим моторесурсом, чем дизельные, следствием чего является меньший срок их службы.

Таким образом, несмотря на то что бензиновые двигатели стоят дешевле и проще в эксплуатации, с экономической точки зрения они менее выгодны, чем двигатели дизельные. Большинство «профессиональных» мотоблоков, предназначенных для фермеров, оборудованы именно дизельными двигателями.

Трансмиссия

Трансмиссия обеспечивает передачу вращающего момента от двигателя к колесам и рабочим инструментам.
Трансмиссия обеспечивает передачу вращающего момента от двигателя к колесам и рабочим инструментам.

Плавное присоединение работающего двигателя к механизмам, отвечающим за движение мотоблока, осуществляется с помощью сцепления. В большинстве моделей используется однодисковое или многодисковое фрикционное сцепление сухого или мокрого (требующего масла) типа. Некоторые производители выпускают мотоблоки с конической муфтой сцепления, иногда функции сцепления выполняет ременная передача с натяжным роликом. Все перечисленные типы сцеплений зарекомендовали себя неплохо, и по большому счету выбор модели с тем или иным видом сцепления - это дело вкуса.

Для изменения скорости и направления движения мотоблока используется коробка передач (как правило, механическая ступенчатая). Мотоблок может иметь до шести передач переднего и до двух передач заднего хода.

Для лучшего маневрирования и плавного поворота во время движения в конструкции мотоблоков предусмотрен дифференциал, дающий возможность колесам вращаться с разной скоростью. Вместо дифференциала может использоваться специальный механизм, позволяющий отключать одно из колес во время движения.

Шестеренчатый либо цепной редуктор передает вращающий момент непосредственно на силовой вал, к которому крепятся колеса.

Вал отбора мощности, отвечающий за передачу вращающего момента к рабочим органам мотоблока, по типу привода может быть зависимым или независимым от сцепления, а также синхронным включенной передаче.
Вал отбора мощности, отвечающий за передачу вращающего момента к рабочим органам мотоблока, по типу привода может быть зависимым или независимым от сцепления, а также синхронным включенной передаче.

Зависимый вал отбора мощности начинает вращаться при включении муфты сцепления, в то время как независимый получает вращающий момент непосредственно от двигателя. Синхронный вал отбора мощности приводится в движение от вторичного вала коробки передач, и скорость его вращения пропорциональна скорости движения мотоблока.

Некоторые модели мотоблоков снабжены двумя валами отбора мощности.

Ходовая часть

Ходовая часть мотоблока - это жесткая рама, к которой крепятся основные узлы, и два пневматических колеса. В большинстве моделей расположение колес на полуосях можно регулировать, тем самым изменяя ширину колеи. Для лучшего сцепления колес с грунтом вес мотоблока может быть искусственно увеличен, при этом к дискам колес крепится специальный балласт. Иногда производители комплектуют мотоблок еще одной парой колес - металлическими грунтозацепами; их можно установить вместо основных колес.
Ходовая часть мотоблока - это жесткая рама, к которой крепятся основные узлы, и два пневматических колеса. В большинстве моделей расположение колес на полуосях можно регулировать, тем самым изменяя ширину колеи. Для лучшего сцепления колес с грунтом вес мотоблока может быть искусственно увеличен, при этом к дискам колес крепится специальный балласт. Иногда производители комплектуют мотоблок еще одной парой колес - металлическими грунтозацепами; их можно установить вместо основных колес.

В некоторых моделях мотоблоков рама отсутствует, в этом случае каркасом служит корпус трансмиссии. Прицепное устройство, позволяющее присоединять к мотоблоку рабочее оборудование, крепится к каркасу.

Основным достоинством мотоблока является его многофункциональность: разнообразное навесное оборудование позволяет справляться с великим множеством задач.

-7

Навесная фреза используется при культивации грунта в огородах и садах. Фрезу рекомендуется применять для вспашки почвы, ранее уже подвергавшейся обработке (не целины). В зависимости от скорости оборота и диаметра фрезы осуществляется глубокая вспашка участка либо поверхностное рыхление и уничтожение сорняков.

-8

Окучник, как следует из названия, применяется для окучивания грядок. Кроме того, он используется для нарезания борозд и последующего засыпания их землей. Существуют окучники с фиксированной и переменной шириной захвата, а также дисковые (одинарные и двойные). Самый удобный в эксплуатации окучник - двойной дисковый, однако и стоит он значительно дороже прочих моделей.

Плуг предназначен для глубокой вспашки земли, особенно удобен он при работе с тяжелыми, глинистыми или заросшими сорняками почвами.

Модели навесных плугов
Модели навесных плугов

Картофелесажатель представляет собой небольшой контейнер на металлических колесах, снабженный нарезателем борозды и окучником. По ходу движения мотоблока картофель из контейнера высаживается с равным шагом в борозду, нарезанную картофелесажателем, и следом сразу засыпается землей.

Картофелесажатель и сеялка
Картофелесажатель и сеялка

Сеялка имеет схожий принцип действия, только вместо картофеля в подготовленные борозды с равным шагом в несколько рядов высеваются семена. Разные виды сеялок предназначены для посева мелкосеменных культур (томатов, моркови, лука-чернушки) и более крупного посадочного материала (чеснока, луковиц тюльпанов, лука-севка).

-11

Выкапыватель помогает собирать урожай картофеля, механизируя эту весьма трудоемкую работу. Иногда данный инструмент так и называют - "картофелекопалка". Выкапыватель позволяет поднимать клубни на поверхность, не повреждая их, при этом комья земли осыпаются вниз через "веер" выкапывателя. Различные модели выкапывателей предназначены для работ с тяжелыми, средними или легкими типами почв.

Косилка предназначена для покоса высокой травы и заготовки сена. По конструктивным особенностям косилки делятся на сегментные и роторные. Роторные косилки являются более безопасными и надежными, кроме того, они облегчают заготовку сена, оставляя после себя аккуратные валки скошенной травы.

Косилка роторная, косилка сегментная, борона
Косилка роторная, косилка сегментная, борона

Борона вполне успешно заменяет грабли: с ее помощью можно культивировать грунт после вспашки, разбивать крупные комья земли и убирать мусор, оставшийся после сбора урожая. Различные модели мотоблоков предусматривают возможность монтажа пальчиковой (с зубьями) или дисковой бороны.

-13

Прицеп мотоблока обычно снабжен посадочным местом для оператора и имеет грузоподъемность от 300 кг до 1 тонны. Иногда прицеп бывает оснащен тормозной системой и светосигнальными приборами. Прицеп очень полезен в хозяйстве для перевозки урожая, вывоза мусора и тому подобных работ.

Снегоуборщик - незаменимая вещь для людей, проживающих за городом в зимнее время. Снегоуборщик очищает полосу шириной 60-70 см по ходу движения мотоблока, отбрасывая снег в сторону через специальный раструб. Снегоуборщиком можно расчищать большие сугробы, регулируя высоту захвата и снимая поочередно верхний, а затем нижний слой снега. Этот механизм эффективно справляется как с рыхлым, так и с тяжелым, лежалым снегом. Во избежание проскальзывания колес на снегу рекомендуется сменить их на грунтозацепы с утяжелением.

Уборка снега с помощью мотоблока
Уборка снега с помощью мотоблока

Убрать снег или мусор можно и с помощью специальной лопаты-отвала.

Лопата-отвал и щетка
Лопата-отвал и щетка

Щетка - еще один инструмент, помогающий поддерживать чистоту и порядок на территории. С помощью щетки с дорожек можно убирать мелкий мусор или свежевыпавший снег.

Измельчитель, агрегируемый к мотоблоку, очень удобен для утилизации и переработки в компост веток деревьев, кустарников и тому подобного садового мусора.

Водяная помпа, с помощью которой можно осуществлять полив участка, также монтируется к мотоблоку. Это бывает полезным, если поблизости нет электричества, позволяющего использовать обыкновенный насос.

Таким образом, используя специальное оборудование, с помощью мотоблока можно механизировать большинство производимых на приусадебном участке работ. Нет необходимости приобретать отдельный снегоуборщик, или измельчитель веток, или косилку, если у вас уже есть мотоблок, - достаточно всего лишь докупить соответствующие навесные инструменты к нему.

(оригинал статьи)

Выбрать и купить мотоблок по лучшей цене от десятков интернет-магазинов можно тут.