17 апреля 2019 года американскому символу Форд Мустанг официально исполнилось 55 лет. Знаменитый четырехместный маскл-кар почитается за свою невероятную мощность, уникальные изгибы кузова и влияние, оказанное им на американскую популярную культуру.
Автомобиль имеет большую армию фанатов и еще большее число простых поклонников. Однако чтобы оценить влияние автомобиля на инженерию и популярную культуру, не надо быть ценителем. Достаточно фактов. И вот 10 самых значимых из прошлого Мустанга.
10. Предок скакуна.
Генезис Мустанга тесно связан с профессиональным ростом Ли Якокки - человека, который, несмотря на его возражения, зачастую упоминается как «отец Мустанга». С самого начала Мустанг был лидером в дизайне и мощности, но перетащить его из конструкторской лаборатории на конвейер Форда был тот еще адский труд. Этот пони был слишком диким - он противоречил традициям, однако крепко взял за душу инженера, ставшего впоследствии руководителем.
Ли Якокка получил степень бакалавра в области инженерии в Лихайском университете и в 1946 году стал магистром в Принстоне. В том же году он присоединился к компании Форд в качестве стажера в области инженерного дела. И хотя его больше привлекала сфера продаж, инженерный склад ума сослужил ему хорошую службу. Сразу после повышения, в результате которого он возглавил подразделение Форд, Якокка вступил в должность, полный решимости создать новый, еще не познанный покупателем автомобиль. Автомобиль, который должен стать автомобилем мечты, автомобилем, которого не существовало до сих пор. В 1962 году он собрал сверхсекретную команду инженеров, дизайнеров, проектировщиков, исследователей рынка и специалистов по рекламе - Комитет Фэрлэйн - чтобы воплотить в металле будущее Форда. За первые два года производства было выпущено более миллиона Мустангов. Это был самый большой хит Форда со времен Модели T.
9. Откуда пошло название?
Как следует назвать абсолютно новый автомобиль для совершенно новой категории клиентов? Некоторые члены команды предложили назвать его в честь птиц или небесных объектов – Особый сокол (Special Falcon), XT-Bird (Неизвестная птица), Thunderbird II (Буревестник II), Comet (Комета). Другие предлагали экзотически звучащие иностранные названия - Аванти, Аввентура, Аллегро, Стилетто, Монте-Карло, Турин. Третьи голосовали за название именем четырехлапого животного - Cougar (Пума), Bronco (Полудикая лошадь), Cheetah (Гепард), Puma (Пума), Colt (Жеребец). Многие из этих названий нашли свое отражение в более поздних моделях автомобилей, но для спортивного автомобиля с заниженным профилем Форд остановился на названии «Мустанг».
Хотя многие поклонники склонны полагать, что Мустанг так назван в честь истребителя эпохи Второй Мировой Войны P-51 Mustang. Это представление сохраняется, потому что оно, по крайней мере, отчасти верно. Самолет действительно послужил источником вдохновения для названия Mustang в длинных списках предварительных названий, представленных для еще концептуального автомобиля. Несколько лет спустя, благодаря ярким эскизам лошадей в движении дизайнера Филиппа Кларка, автомобиль был назван в честь маленькой, выносливой, полудикой лошади – своеобразного символа Америки. Мустанг обрел свой бренд.
8. E-guys – это не тот случай
История успеха Мустанга во многом начинается с не менее известной попытки внести в модельный ряд Форда свежую кровь - суббренд Edsel. Первоначально названный как «E-car», то есть, «экспериментальный» новый суббренд Форда Edsel постигло полное фиаско. В начале 1960-х годов накапливались многомиллионные убытки. Судьба Эдселя на посту председателя совета директоров компании «Генри Форд» висела на волоске. Именно поэтому мало кто хотел снова рисковать с экспериментальными концепциями, какой был Мустанг. Долго еще после этого оскорбительный ярлык Форда «E-guy» означал, что карьера руководителя находится под огромной угрозой.
7. Сексуально, быстро и дешево?
Исследование рынка Ford показало, что молодые покупатели автомобилей точно знали, что им нужно в автомобиле. Однако все эти функции невозможно было найти в одной машине. «То, что они хотели, было противоречием в терминах», - сказал Якокка автору Роберту А. Фриа Евангелие от Мустанга. Молодых водителей и поколение молодых предпринимателей привлекали сексуальная притягательность Thunderbird, модные линии Ferrari и ценники за компактные Volkswagen. В то время не стоило ожидать от автомобиля, который стоит всего 2500 долларов победы в гонках, экономии топлива или интересного внешнего вида. И тут появился Мустанг.
6. Большой круг по кампусам
К 1963 году прототип Мустанга выставлялся напоказ на основных выставках США. Чиновники Университета Пердью пригласили Форд показать эту модель в кампусе, чтобы студенты-инженеры смогли взглянуть на будущее автомобильной промышленности. Зрители валили толпами, что побудило компанию начать национальный тур по 17 студенческим городкам, в ходе которого более 63 000 студентов смогли увидеть прототип. Главная цель таких показов заключалась в том, чтобы заинтересовать студентов-инженеров делать карьеру в структурах Форда, но в процессе компания также предварительно продала около 500 Мустангов.
5. Да, брутально, но для девушек
У Мустанга имидж автомобиля для мускулистых мачо, но вместе с тем это был первый автомобиль Форд специально предназначенный для женщин. В результате развития экономики после Второй мировой войны женщины заняли серьезную долю рынка, с которой необходимо считаться. Работающие женщины приобрели значительную покупательную способность, и у все большего числа семей вдруг появились деньги на второй или третий автомобиль. Сидящие дома мамы и подростки вдруг внезапно озвучили решение о покупке автомобиля. Этот факт объясняет, почему реклама того времени объявила Мустанг «возлюбленным супермаркетов».
4. Звездная сила
Яркий внешний вид Мустанга с самого начала помог ему играть главные роли. От автомобилей Джеймса Бонда, в таких фильмах как Голдфингер и Бриллианты навсегда, до знаменитого двухместного автомобиля Стива МакКуина в культовом фильме об автомобильной погоне Буллитт – Мустанг был задействован в более 3000 фильмов и телевизионных шоу.
3. На пике технологий
Мустанг для Форда стал первой попыткой использования средств компьютерной разработки. Мощнейший на тот период язык программирования FORTRAN, с помощью которого вычислялись кривые и зарождающиеся технологии CAD обозначили новый протокол для проектирования подвески.
2. Наконец, всегда первый
Многие из конструкторских и технических новшеств Форд, заложенных в двухместный прототип Мустанг 1962 года, в последствие были трансформированы в GT-40, новую строку мощности Форд, воплотившуюся в первую победу нагонках в Ле-Мане для американского производителя. Вскоре титаны трека, такие как Эл Ансер, Марио Андретти и А. Дж. Фойт выигрывали гонки, используя новые мощные двигатели Форд. В 1965 году автомобиль марки Форд впервые поднялся на пьедестал под клетчатым флагом гонки Индианаполис-500, оставив скучный образ Форда пылиться в прошлом.
1. Битлз, Мустанг и Сумасшедшие
В один незабываемый вечер воскресенья в феврале 1964 года рекордные 73 миллиона американцев прилипли к экранам телевизоров, где в это время на шоу Эда Салливана дебютировали Битлз. Спустя всего пять трехминутных песен, поколение младше 30 стало задавать моду в американских потребительских тенденциях. На следующий день с конвейера вышла первая машина, созданная специально для этой сумасшедшей молодежи.