Найти в Дзене
AstroGeorge

Армения - 2019: Особенности перелёта и въезда.

Армения занимает меня больше, чем любая другая страна. Хотя бы потому, что я когда-то здесь жил, хоть и родился в Питере Предыдущая, пятая самостоятельная поездка в Армениию была в 2015 году.

24 марта был приобретён электронный авиабилет СПб — Ереван на сайте авиакомпании «Уральские Авиалинии», uralairlines.ru. На момент покупки данный перелёт, со всеми скидками и баллами, был лишь ненамного дороже автобуса Санкт-Петербург — Ереван. Авиабилет обошёлся всего в 5 316 рублей — значительно ниже средней цены для данного направления. Вылет решил приурочить ко Дню космонавтики.

13 апреля. Аэропорт Пулково. Предполётные досмотры. Оказывается, вылет международными рейсами из Пулково на данный момент — процедура зверская. Выезжающим устраивается самая настоящая фильтрация. Пункт пропуска и досмотра можно назвать фильтрационным пунктом. Таможенники лишь мельком глянули паспорт и спросили куда лечу и пустили дальше. 

На пограничном контроле в аэропорту Пулково зачем-то принято задавать вопросы о цели и частоте поездок, наличие там родственников и пересекал ли я ранее границу в Пулково. 

Самолёт «Уральских Авиалиний», следовавший по маршруту Санкт-Петербург — Ереван, представлял собой Airbus-320 с бортовым номером VD-BRE. 
Самолёт «Уральских Авиалиний», следовавший по маршруту Санкт-Петербург — Ереван, представлял собой Airbus-320 с бортовым номером VD-BRE. 

Вылет по расписанию в 19:00. Самолёт заполнен на 97 %. Подавляющее большинство пассажиров — армяне. 

Сразу после взлёта фотографирую Пулковскую обсерваторию и окрестности, которые сейчас варварски застраиваются. Радует, что на момент взлёта застройщик не продвинулся дальше текущей стройки «Планетограда».

Пулковские высоты
Пулковские высоты
Пулковская обсерватория. В центре снимка хорошо видно, как строительные варвары уничтожают защитную парковую зону сразу за ней, строя свои бетонные мешки.
Пулковская обсерватория. В центре снимка хорошо видно, как строительные варвары уничтожают защитную парковую зону сразу за ней, строя свои бетонные мешки.

До Ставропольского края земля в основном была скрыта облаками. Фотографирую закат, созвездия Орион и Большой Пёс. Пролетели почти ровно над московским Кремлём. Одно из немногих мест «разрыва» в облаках проявилось над Подмосковьем:

Озеро Сенеж, Подмосковье. На дальнем плане — Истринское вдхр. Вид на юго-запад.
Озеро Сенеж, Подмосковье. На дальнем плане — Истринское вдхр. Вид на юго-запад.
Закат
Закат
Параллельно летящий самолёт — рейс Москва-Симферополь
Параллельно летящий самолёт — рейс Москва-Симферополь
Созвездие Орион
Созвездие Орион
Местоположение самолёта. Реальная скорость — около 800 км/ч. До высоты в 9 км самолётам запрещено летать над Москвой, выше - пожалуйста. Лайнеры, взлетающие или садящиеся в московских аэропортах, облетают Москву по границам МКАД,
Местоположение самолёта. Реальная скорость — около 800 км/ч. До высоты в 9 км самолётам запрещено летать над Москвой, выше - пожалуйста. Лайнеры, взлетающие или садящиеся в московских аэропортах, облетают Москву по границам МКАД,

Начиная с Пятигорска — почти безоблачно. Заснеженные горы, освещаемые Луной, множество мелких сёл. С моей стороны были видны города Кутаиси, Карс, Игдыр. Последние два города — на территории Армянского нагорья, которая почти 100 лет, в 1921 году назад была фактически сдана туркам большевиками. Об Армении там напоминают полузаброшенные или перестроенные в мечети армянские храмы и немногочисленные местные армяне, нередко обращённые в ислам.

Вернувшись с Армении, обнаружил в Сети замечательную фотоисторию с обеих сторон армяно-турецкой границы, расчерченной по реке Аракс в 1921 году. Огромная территория Армянского нагорья: средневековая столица Армении Ани, столица Карс, символ Армении гора Арарат, всё это было подарено Турции видимо в надежде на будущую социалистическую революцию в Турции, подаренную вместе с огромными ресурсами, которые помогли Ататюрку разгромить греческую армию на западе и армянскую на востоке, а после эффектно кинуть всех и начать строить капиталистическое общество нового образца.

Большая часть Армянского нагорья теперь — глухая малонаселённая территория. Склоны горы Арарат практически необитаемы. Несмотря на то, что от Еревана до турецкой границы менее 20 км, чтобы попасть на неё, придётся преодолеть как минимум 500 км и 4 пограничных контроля, ибо армяно-турецкая граница полностью закрыта с 1993 года.

г. Кутаиси
г. Кутаиси
г. Карс
г. Карс
 г. Игдыр
г. Игдыр

Расстояние по маршруту Санкт-Петербург Пулково (LED) — Ереван (EVN) составляет 2400 км. Перелёт длится около трёх с половиной часов. 

Как часто и бывает на армянских рейсах, сразу после приземления пассажиры вскакивают и начинают доставать вещи из багажных полок. Хотя самолёт продолжает руление и возможны резкие толчки. Экипажу иногда приходится чуть ли не ругаться, чтобы усадить пассажиров. 

В России живут примерно 1,2 млн армян, при населении Армении около 3 млн человек. В сутки из российских городов в Армению отправляется в среднем 15 самолётов, в каждом из которых примерно по 150 человек. Плюс пара десятков автобусов в день, в каждом из которых может находиться до 45 человек. На удивление мало, с учётом количества армян в России. 

Имеются также сверхдальние автобусы Ереван — Москва, Ереван — Санкт-Петербург. Пара дней по пыльным дорогам, на тесном сиденье без всяких удобств, 4 пограничных контроля, очереди на границах, и по цене — сопоставимой с моим перелётом. 

На следующий день после прилёта меняю 3000 рублей на 22530 драм, по курсу 7,51 драм за рубль. В Армении по-прежнему преобладают хорошо знакомые мне купюры номиналом 1000, 5000, 10000 драм. В прошлом году, в ознаменование 25-й годовщины национальной валюты Армении, появилась серия новых купюр, которые пока встречаются не так часто. 

Отправляюсь в Вагаршапат, он же Эчмиадзин. Осматриваю Эчмиадзинский монастырь (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար). Это известная культурная и историческая достопримечательность, монастырь Армянской апостольской церкви. Местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 гг., и снова с 1441 года. Туристов было мало, встретились лишь небольшая англоговорящая группа. Возможно, просто потому, что ещё не сезон. С другой стороны это хорошо — не хотелось бы видеть здесь толпы туристов, от которых не протолкнуться. 

Эчмиадзин
Эчмиадзин
-13
-14
Улица в Эчмиадзине
Улица в Эчмиадзине
 «Павильончик Павел» — символ пулковской борьбы
«Павильончик Павел» — символ пулковской борьбы

Также обнаружил в Эчмиадзине Петрозаводскую улицу. Оказывается, у Эчмиадзина (он же Вагаршапат), с 2004 г. есть город побратим Петрозаводск! В этой связи в январе 2005 г. Совет старейшин города принял решение о переименовании ул. Димитрова в ул. Петрозаводскую в знак укрепления дружбы между городами.

Пригородный автобус Эчмеадзин-Ереван. Стоимость проезда — 300 драм или около 40 рублей.
Пригородный автобус Эчмеадзин-Ереван. Стоимость проезда — 300 драм или около 40 рублей.
После Эчмеадзина направляюсь на центральный автовокзал Еревана (или как его называют местные — Автокаян, хотя по-армянски автовокзал переводится как Автокаяран), чтобы узнать расписание автобусов в сёла Бюракан и Оргов. Впоследствии из-за плохой погоды поездку в Оргов пришлось отменить и ограничиться Бюраканской обсерваторией.
После Эчмеадзина направляюсь на центральный автовокзал Еревана (или как его называют местные — Автокаян, хотя по-армянски автовокзал переводится как Автокаяран), чтобы узнать расписание автобусов в сёла Бюракан и Оргов. Впоследствии из-за плохой погоды поездку в Оргов пришлось отменить и ограничиться Бюраканской обсерваторией.
Въезд в Бюракан.
Въезд в Бюракан.

Часть 2, следующая