Чтобы ваша бензопила всегда была в рабочем состоянии, достаточно соблюдать несколько несложных правил. Это избавит вас от лишних проблем с инструментом, позволит сэкономить на ремонте и запасных частях, а также гарантировать безопасную работу! Мы поговорим о некоторых важных моментах и распространенных ошибках, которых стоит избегать.
Готовим пилу к работе
1. Проверяем натяжение цепи.
Цепь – основной рабочий орган пилы. Поскольку цепь имеет тенденцию со временем не только изнашиваться, но и растягиваться, предусмотрен механизм ее натяжения. Ослабленной цепью работать нельзя, это очень опасно и для вас, и для инструмента, так как она может слететь с шины во время вращения на большой скорости. Слишком сильно натянутая цепь – это тоже плохо, так как сокращается срок службы самой цепи, а также пилы, поскольку увеличится нагрузка на систему привода цепи и двигатель.
Правильное натяжение проверяется следующим образом (тормоз цепи должен быть отключен): потяните за верхнюю часть цепи, установленной на шине, с умеренным усилием и посмотрите, насколько выходит хвостовик цепи из паза шины. Если он поднимается на несколько миллиметров, то все отлично. Если же выходит целиком – цепь надо подтянуть. Нижние звенья не должны провисать, а цепь должна проворачиваться рукой без особых усилий.
2. Проверяем работу тормоза цепи.
Инерционный тормоз цепи должен быть в рабочем состоянии! Он срабатывает с характерным щелчком и не должен «клинить».
3. Проверяем наличие масла для смазки цепи.
Масло для смазки цепи должно быть:
а) залитым в бачке,
б) чистым, без посторонних примесей, которые станут повреждающим фактором, снижающим ресурс работы шины и цепи,
в) экологически чистым, биоразлагаемым (если вы заботитесь об окружающей среде).
4. Проверяем наличие топливной смеси в баке.
Мастера по ремонту бензопил говорят, что одной из самых распространенных причин поломок бензопил является неправильно подготовленная топливная смесь. Довольно банальная рекомендация здесь состоит в следующем. Готовьте смесь, строго соблюдая пропорции, указанные на бутылке с маслом для двухтактных двигателей (1:25, 1:33, 1:50, 1:100 – означает, что на одну часть масла должно приходиться соответствующее количество частей бензина). Разводить «на глаз» чревато, так как если масла мало, не будут надлежащим образом смазываться трущиеся части цилиндро-поршневой группы, а если слишком много, то это приведет к так называемой «закоксованности» свечи, выпускного окна, а следствие – задирам поршня и выходу из строя.
Еще один простой совет - готовьте свежую смесь в том количестве, которое нужно для работы в ближайшее время или несколько дней. Если хранить смесь долго, то это ухудшает ее характеристики, что в конечном итоге может навредить двигателю.
Правильный пуск
Процедура запуска изложена в каждой инструкции к пиле. Тем не менее, здесь есть общие правила, которые не нужно игнорировать, в первую очередь, из соображений безопасности. Во-первых, заводим пилу с включенным тормозом цепи, а после запуска его отключаем прежде, чем «газовать», иначе тормоз выйдет из строя. Во-вторых, запуск производим на земле, рукой придерживая за переднюю рукоятку, ногой прижимая плоское основание задней рукоятки.
Техника безопасности
И снова скажу банальность, но никогда не надо забывать о том, что бензопила – чрезвычайно опасный инструмент. Многие пренебрегают правилами безопасности из-за своей беспечности или самоуверенности, а зря. Тяжелые травмы – довольно распространенные последствия. Прописная истина, способная защитить вас от многих неприятностей – читайте инструкцию!
При работе крепко держите пилу двумя руками, положение пилы при работе – впереди и правее, левая рука должна полностью обхватывать переднюю рукоятку, а правая – заднюю. Не поднимайте руки с пилой выше плеч, не работайте в согнутом состоянии, вы должны находиться в устойчивом положении, стоя прямо на ногах. При любых перемещениях включайте тормоз цепи! Не пилите верхним кончиком шины во избежание отскока. Хорошо иметь защитную одежду, которая способна защитить вас от поражения цепью - специальные куртки и штаны содержат волокна, которые наматываются на цепь и останавливают ее до того, как она причинит вам серьезную травму. Это недешевые вещи, но ваша безопасность и сохранность конечностей наверняка стоят дороже!
Правильный уход
Уход за пилой несложен, при минимальных затратах времени и денег можно длительное время поддерживать хорошее рабочее состояние инструмента.
После работы проведите очистку корпуса и пильной фурнитуры от опилок, проверьте состояние шины и цепи (повреждена ли она, ослабла или требует заточки?). Признак затупившейся цепи: опилки становятся очень мелкими. Проверьте воздушный фильтр – не забился ли он? Периодически проверяйте состояние топливного фильтра. Это важно, так как своевременная замена этой детали избавит от дорогостоящего ремонта или замены карбюратора.
Ручная заточка цепи не в состоянии обеспечить нужный и одинаковый угол по всем режущим зубьям, это способ хорош только для «полевых» условий. Периодически нужно затачивать цепь на специальном станке. Если у вас нет заточного станка, обратитесь в специализированную мастерскую.
По мере стачивания режущего зубца, его кромка опускается, а зуб-ограничитель глубины пропила начинает ему мешать. Поэтому даже заточенная цепь может плохо пилить. Проверяйте расстояние между режущей кромкой и ограничителем (есть специальный шаблон) и стачивайте зуб-ограничитель.
Во время работы шина изнашивается неравномерно, испытывая большую нагрузку на нижнюю часть. Периодически поворачивайте шину так, чтобы та сторона, которая была сверху, оказалась снизу. Таким образом, шина будет работать дольше. Кроме того, время от времени напильником снимайте заусенцы, которые образуются на пазе шины – они могут провоцировать повреждения пильного полотна.
Рекомендуется работать одной шиной и двумя - тремя цепочками попеременно. Соответственно, меняется это всем комплектом сразу, вместе с ведущей звездочкой (или барабаном сцепления, если там несменный венец). Таким образом, обеспечится равномерный износ всего комплекта, а также продолжительный срок службы пильной фурнитуры.
Проверьте свечу зажигания – выкрутите и посмотрите на электроды. У «здорового» двигателя они должны быть коричневатого цвета. Если мы видим белый цвет или черный – это может быть признаками того, что карбюратор неправильно «готовит» топливо-воздушную смесь. Следствием этого может стать поломка двигателя – необходимо обратиться в сервисный центр для регулировки карбюратора.
Подготовка бензопилы к хранению
Если вы не собираетесь пользоваться пилой длительный период времени, необходимо ее «законсервировать»: очистить инструмент, смазать шину и цепь маслом, полностью слить из топливного бака горючее. Длительное хранение не идет на пользу топливной смеси, она теряет свои свойства и может нанести ущерб ресурсу двигателя. После хранения в бензопилу заливайте только свежую топливную смесь, в этом случае вы без проблем ее заведете после хранения.