Из эрмитажной коллекции. Одна из лучших работ Ленена.
Тяжел труд молочника. Чтобы продавать весь ассортимент молочных продуктов - кроме молока еще сметану и творог, нужно держать несколько коров. Я уж не говорю о сыре - для него, вообще, нужно молока море разливанное ... Потом, куда - то девать сыворотку - отпаивать телят, самим ее пить, месить и выпекать хлеб на сыворотке. Круглый год - забота о сене. А его нужно много.."Интегральное", разветвленное хозяйство у этой пожилой дамы с бидоном через плечо. Есть еще и другие варианты этого сельского молочного промысла, это, например, скупать у состоятельных соседей, к взаимной выгоде, молоко, и возить его на продажу в город. Помощники: сын - крепкий мальчик, уже несущий на себе весь груз хозяйства, с пронзительным взрослым взглядом, похожий на мать; девочка - дитя еще, но по решительно задвинутым в карманы ручкам уже просматривается ее характер ... На заднем плане не сразу увидишь крупную, будто отстраненно выплывающую их вечернего мрака фигуру мужа и отца этого семейства - отгородившийся полою плаща, с безвольным, будто размазанным лицом, человек - довесок ...Как и в нашем двадцать первом столетии, никуда не годный альфонс, он крепко привязан к своему благородному семейству ...
Хотя, наверное, не все здесь так просто. С нежностью глядит он на любимую дочь ...
В то время, время Людовика 14 - божественного "Короля - Солнце", который правил столько времени, что казалось, наверное, все то, что делается под солнцем, делается вечно, искусство набрало большой потенциал - оно любит такое медленное течение жизни; вместе с фундаментальными безупречными построениями (например, это молочное "весло" на переднем плане поддерживает тайную конструкцию картины, где центром всего являются голова осла и голова его друга - мальчика, потом - дугообразно отгораживающая этих двух сама молочница, будто стена, освещенная закатом, следующим огибающим слоем идет муж и девчушка ) где все выверено и устойчиво - настоящий классицизм того времени с архитектурой Вобана или стихотворениями Буало. Вместе со всем этим художник идет далее: под самым носом зрителя - шлейка на этом деревянном "транспортном" седле вся истерта и перебита - вот - вот лопнет она в самое неподходящее время, седло с драгоценной сметаной слетит, и все раскатится под горку навсегда ... Все держится здесь и везде милостью Божьей.
Пейзаж вдали лишен всяческих архитектурных финтифлюшек, напоминает современный сельский вид, где - нибудь на Украине или в Курской губернии - какие - то не то бараки, не то свинофермы. А ведь, где - то рядом, в укромном саду стоит временная досчатая хибарка, где импровизирует на своей "Да Гамбе" господин де Сент - Коломб. Глубочайшие звуки виолы идут над этим ландшафтом, над семейством молочницы ...