К известному мастеру борьбы пришел ученик и обратился с вопросом:
– Мастер, ты можешь убить человека тысячью разных способов. А вот что бы ты делал в такой ситуации: ты идешь по узкой тропе, справа обрыв слева пропасть, а навстречу тебе враг с автоматом. Что будешь делать?
– Я не понял тебя, ученик, – отвечает мастер.
– Ну, что тут не понимать: тропа, обрыв, пропасть, напротив враг с оружием. Что будешь делать?
– Опять я тебя не понял, ученик, – говорит мастер и прерывает ученика, когда тот вновь пытается объяснить ситуацию. – Я прекрасно понял, что ты предлагаешь: тропа, обрыв, враг и т. д. Я не понял только одного: почему я должен оказаться на этой тропе?!
Основатель компании Toyota, Сакити Тойода, постоянно пользовался правилом «пяти почему». Во всех непонятных ситуациях он использовал этот метод, и тот ему всегда помогал.
Вот это правило.
Например, тебе хочется шубу.
Спрашиваешь себя: почему я хочу шубу? Это первое «почему». Отвечаешь: потому что я хочу всех удивить. Окей, второе «почему»: Почему ты хочешь всех удивить? Ответ: Потому что хочу, чтобы на меня обратили внимание. Третье «почему»: Почему тебе нужно, чтобы на тебя обратили внимание? Ответ: Потому что я чувствую себя неуверенно. Четвертое «почему»: Почему ты чувствуешь себя неуверенно? Ответ: Потому что я никак не могу реализоваться, потому что я сижу на одном месте. Пятое «почему»: Почему ты не можешь реализовать себя? Ответ: Потому что я занимаюсь тем, что мне не нравится. И скажи теперь, при чем тут шуба?
Сакити Тойода научил, что в ответе на пятое «почему» и кроется первопричина, которая, на первый взгляд, не просматривается. Пятое «потому что» выводит на свет то, что скрыто. Если угодно, пятое «потому что» и есть настоящий ты. Это очень действенный способ проверить, что ты на самом деле скрываешь, в чём боишься признаться даже себе, чего ты действительно хочешь и что, на самом деле, просто мишура.
Тот же принцип работает и в управлении…
Вот пример, как это работает: