За несколько лет до начала Великой Отечественной войны в неврологическое отделение клиники МОНИКИ была госпитализированная знаменитая в то время балерина Лина По (настоящее имя - Полина Горенштейн), которой было диагностировано тяжелое осложнение гриппа - энцефалит.
Заболевание было затяжным и с первых же сопровождалось неблагоприятным течение: балерина (одновременно также балетмейстер, и режиссер) постепенно теряла то, без чего невозможна ее профессиональная деятельность: музыкальный слух и музыкальную память, и эти потери к тому же сопровождались частичным параличом верхних и нижних конечностей. К постели знаменитости были приглашены все светила неврологии того времени, и если с параличом им совладать удалось, то справиться с поражением зрительных нервов не смог никто: Лина По потеряла зрение, полностью.
Наверное, эта история могла бы закончиться затяжной депрессией талантливой женщины, если бы профессор Д. А. Шамбуров, под руководством которого велось лечение, не был человеком внимательным, чутким и искренне любящим свое дело. Внимательно изучив творческий путь своей пациентки, профессор выяснил, что Лина с раннего детства увлекалось не только танцами и музыкой, но также и рисованием, лепкой и даже писала неплохие стихи.
Будучи балетмейстером, Лина По нередко "репетировала" сцены будущих спектаклей с помощью... пластилина, сначала делая карандашные наброски, а потом создавая пластилиновые мизансцены. Узнав об этой особенности, профессор принес пациентке коробку пластилина и предложил попробовать вернуться к одному из любимых занятий. Убедившись, что дело потихоньку пошло, Шамбуров порекомендовал балерине серьезно заняться скульптурой.
После выписки ослепшей балерины из клиники не прошло и года, как была открыта персональная выставка ее скульптур, о которых много, охотно и доброжелательно говорила вся пресса того времени. И надо признать, восторженные публикации имели под собой веские основания: все работы Лины отличались оптимистичным и жизнеутверждающим характером, что выглядело таким сильным контрастом на фоне испытаний, выпавших на долю скульптора...
Сама Лина По в своих воспоминаниях рассказывала о той одержимости и настоящей страсти, с которыми она предавалась работе. Доходило даже до курьезных случаев: однажды скульптор с азартом, вдохновением и на высоте творческого подъема всю ночь работала над изящной фигуркой балерины ( скульптура известна под названием "Прыжок"). Утром к Лине заглянула в гости родственница, которую предупредили: "не заденьте, пожалуйста, мою новую работу, я над ней трудилась всю ночь, она вот тут, на столике стоит". Удивленная гостья долго искала статуэтку, но так и не смогла ее нигде обнаружить.
Сама Лина По была удивлена ничуть не меньше, пока не сообразила, что никакой новой работы пока нет, она родилась в фантазии скульптора и в своем ночном сновидении Лина работала над ее созданием так детально и продумано, что перепутала реальность и сон... Впоследствии такие сновидения повторялись неоднократно и всегда отличались яркими образами, которые не исчезали по мере пробуждения, как это часто бывает, а закреплялись в памяти. Порой мысленные образы были настолько сильными, что слепая женщина-скульптор видела не только детали и нюансы будущей работы, но даже кончиками пальцев ощущала размер скульптуры, вес и ее рельеф.
Выдающийся офтальмолог того времени Филатов В. П., который, кстати, и сам был не только талантливым ученым, но еще и поэтом, художником и скульптором, высоко ценил творчество Лины По и всячески пытался помочь ей в лечении слепоты. После долгих лет лечения ему удалось немного восстановить зрение своей пациентке, но, как ни странно, возможность чуть-чуть видеть стала помехой процессу лепки, и потому во время работы Лина предпочитала завязывать глаза повязкой.
Но самое важное в этой истории другое: всю свою оставшуюся жизнь Лина По искренне считала себя счастливым человеком в буквальном смысле слова. Иногда она даже повторяла, что это про нее сказано: "не было бы счастья, да несчастье помогло"...
*******************************************************
Странная вещь, которую никто не видел, но которую боялась каждая советская школьница