Найти тему
Shmandercheizer

В защиту зависти.

Почему зависть была возведена в ранг греха, и ни много, ни мало смертного греха? Не является ли это следствием неверной перспективы, которая заботится лишь об уменьшении эгоизма желаний? Ведь сегодня проблема состоит скорее в том, как поддержать желание, не дать ему угаснуть. Как мне кажется, зависть стоит четко отделить от алчности, жадности и вожделения, тем самым частично оправдав ее существование.

Когда я слышу, что зависть – это жуткое зло, мне хочется искренне воскликнуть «Да что же вы такое ею делаете?!». В самом деле, в мире гораздо больше людей, способных из любого явления изготовить себе дыбу и раскаленные угли, нежели самих вещей, которые приносят страдания.

Не хотите мучиться от зависти? Вы всегда можете начать бессмысленно и беспощадно бороться с собой, выжигая каленым железом ростки зависти. А можете просто воспользоваться завистью, чтобы понять кто ты и чего тебе не хватает. Легких путей впрочем никто не обещал: оба тернисты и ухабисты.

Зависть – это обратная сторона способности желать. Желание – сложная конструкция, которая прежде всего должна обнаружить в мире нечто, что заставит человека выйти из равновесия и покоя ради его достижения. Тем самым же механизмом мы обнаруживаем, что разные аспекты достижения, существующие только в нашем воображении, уже реализованы другими. Если бы человек был сугубо познающей логической машиной, то открытие того, в чем же моя нехватка состоит, приносил бы нам только удовлетворение. На деле всё наоборот, поскольку контакт с этой нехваткой обычно вызывает фрустрацию и тревогу.

И все-таки зависть не похожа на другие «негативные» чувства. Например, бессмысленно сравнивать ее со скукой. Скука – это экзистенциальный выбор. Я например, часто признаюсь себе: это я сейчас скучный, у меня нет сил или желания развлечь себя, иными словами, эта скука мне зачем-то нужна. Зависть же возникает у всех, кто окончательно не отрешился от земных желаний.

Зависть как приправа. Не стоит делать из нее повседневный рацион, зато вполне сойдет чтобы разбавить пресные будни. Зависть приносит страдания и уродства, если вы бежите от осознания заключенного в ней. Как всякая гиперкомпенсация отказ принять свою нехватку рано или поздно приводит к уродству и неадекватности.

Мы не завидуем тем, кто по-настоящему выше нас (мы ими восхищаемся). Зависть – это понимание того, что кто-то вполне равен вам, но волей случая или усилий имеет больше. В то же время зависть расширяет представления о себе и в то же время знакомит нас с нашими границами.

Так что хорошо, если зависть мотивирует вас, плохо – когда вы сверхмотивируете себя одной лишь злобой, идущей от зависти.

В самом деле многие бы никем не стали, если бы однажды не были задеты за живое, в т.ч. через зависть.

Однако зависть сложнее, чем просто проекция. В ней звучит не только ваш голос (ваш потенциал, если хотите), но и голос чужака внутри – того, чьи цели порой по ту сторону добра и зла.