Найти в Дзене
Как попасть в книгу

Чьё стихотворение помогло Воробьянинову очаровать Лизу

Помните, пока Остап ходил выяснять, куда делись из Музея мебели воробьяниновские стулья, Ипполит Матвеевич тоже времени не терял: он очаровывал Лизу Калачову. Лиза сопротивлялась — но согласилась встретиться с «научным работником» после того, как в ход пошли стихи: "Это май-баловник, это май-чародей Веет свежим своим опахалом". В фильме Лиза предполагает, что автор стихотворения — Маяковский, в романе спрашивает: «Это Жарова стихи?». И оба раза мимо (и как же тут видна разница поколений!). Ну, с Маяковским это сразу понятно:) Имя поэта Александра Жарова сейчас не на слуху, но он был популярен в советское время, и в целом для понимания направления его творчества достаточно сказать, что именно он написал текст гимна пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи!» - еще в 1922 году. (Думаю, что Жарова заменили в фильме на Маяковского, потому что Жаров был тогда еще жив; а Маяковский, кстати, Жарова не любил). Автор стихотворения «Май», которое декламирует Ипполит Матвеевич, не имел сове

Помните, пока Остап ходил выяснять, куда делись из Музея мебели воробьяниновские стулья, Ипполит Матвеевич тоже времени не терял: он очаровывал Лизу Калачову. Лиза сопротивлялась — но согласилась встретиться с «научным работником» после того, как в ход пошли стихи:

"Это май-баловник, это май-чародей

Веет свежим своим опахалом".

В фильме Лиза предполагает, что автор стихотворения — Маяковский, в романе спрашивает: «Это Жарова стихи?».

И оба раза мимо (и как же тут видна разница поколений!).

Ну, с Маяковским это сразу понятно:)

Имя поэта Александра Жарова сейчас не на слуху, но он был популярен в советское время, и в целом для понимания направления его творчества достаточно сказать, что именно он написал текст гимна пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи!» - еще в 1922 году. (Думаю, что Жарова заменили в фильме на Маяковского, потому что Жаров был тогда еще жив; а Маяковский, кстати, Жарова не любил).

Автор стихотворения «Май», которое декламирует Ипполит Матвеевич, не имел совершенно никакого отношения к идеологической поэзии советского времени. Даже, скорее, наоборот: кто-то называет его поэтом «эпохи безвременья» (конец XIX-начало XX века), кто-то ставит в один ряд с Тютчевым и Фетом — поэтами «чистого искусства», кто-то называет декадентом и предвестником поэзии Серебряного века. Многие его стихи стали романсами.

Звали его Константин Михайлович Фофанов.

Май

Бледный вечер весны и задумчив и тих,

Зарумянен вечерней зарею,

Грустно в окна глядит; и слагается стих,

И теснится мечта за мечтою.

Что-то грустно душе, что-то сердцу больней,

Иль взгрустнулося мне о бывалом?

Это май-баловник, это май-чародей

Веет свежим своим опахалом.

Там, за душной чертою столичных громад,

На степях светозарной природы,

Звонко птицы поют, и плывет аромат,

И журчат сладкоструйные воды.

И дрожит под росою душистых полей

Бледный ландыш склоненным бокалом-

Это май-баловник, это май-чародей

Веет свежим своим опахалом.

Дорогая моя! Если б встретиться нам

В звучном празднике юного мая -

И сиренью дышать, и внимать соловьям,

Мир любви и страстей обнимая!

О, как счастлив бы стал я любовью твоей,

Сколько грез в моем сердце усталом

Этот май-баловник, этот май-чародей

Разбудил бы своим опахалом!..

1мая 1885 год

Кроме Воробьянинова, среди поклонников его творчества были Чехов, Горький, Лев Толстой, Мережковский; своим учителем считал его Игорь-Северянин (Игорь Лотарёв) — более того, именно Фофанову он обязан своим псевдонимом; с ним дружил художник Репин.

https://artinvestment.ru/auctions/375/records.html?work_id=622800
https://artinvestment.ru/auctions/375/records.html?work_id=622800

Несмотря на таких известных почитателей, признания поэт не получил — ни при жизни, ни после смерти. Когда Репин написал его портрет, Фофанов надеялся, что работа «знаменитого художника, привлечет к нему внимание широкой публики. Но «внимание» это не порадовало поэта. Отмечая высокие художественные достоинства портрета (он был выставлен на XVI передвижной выставке), рецензенты воспользовались случаем поиздеваться над обликом Фофанова и над его поэзией. Портрет не был куплен и вернулся в мастерскую художника. Не прошло и года после написания портрета, как Фофанов попал в сумасшедший дом», и вскоре умер.

(Между прочим, эта история подтверждает наблюдения Корнея Чуковского, который говорил Репину, "что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает".)

Такой конец поэта, кажется, никого особенно не удивил, всё к этому и шло: он был алкоголиком, и повседневность его жизни была диаметрально противоположна возвышенному миру его стихов.

Игорь-Северянин

НА СМЕРТЬ ФОФАНОВА

Пока поэт был жив, его вы поносили,

Покинули его, бежали как чумы...

Пред мудрым опьяненьем — от бессилья

Дрожали трезвые умы!

Постигнете ли вы, “прозаики-злодеи”,

Почтенные отцы, достойные мужи,

Что пьяным гением зажженные идеи —

Прекрасней вашей трезвой лжи?!

Постигнете ли вы, приличные мерзавцы,

Шары бездарные в шикарных котелках,

Что сердце, видя вас, боялось разорваться,

Что вы ему внушали страх?!

Не вам его винить: весь мир любить готовый

И видя только зло,— в отчаяньи, светло

Он жаждал опьянеть, дабы венец терновый,

Как лавр, овил его чело!..

Я узнаю во всем вас, дети злого века!

Паденье славного — бесславных торжество!

Позорно презирать за слабость человека,

Отнявши силы у него.

1911. Август.

Такой вот небольшой штрих к портрету Воробьянинова получился.

Этот пост — часть проекта «Как попасть в книгу».

Читайте и гуляйте по Москве!

«Теперь такие погоды замечательные». (с)