Помните, пока Остап ходил выяснять, куда делись из Музея мебели воробьяниновские стулья, Ипполит Матвеевич тоже времени не терял: он очаровывал Лизу Калачову. Лиза сопротивлялась — но согласилась встретиться с «научным работником» после того, как в ход пошли стихи:
"Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом".
В фильме Лиза предполагает, что автор стихотворения — Маяковский, в романе спрашивает: «Это Жарова стихи?».
И оба раза мимо (и как же тут видна разница поколений!).
Ну, с Маяковским это сразу понятно:)
Имя поэта Александра Жарова сейчас не на слуху, но он был популярен в советское время, и в целом для понимания направления его творчества достаточно сказать, что именно он написал текст гимна пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи!» - еще в 1922 году. (Думаю, что Жарова заменили в фильме на Маяковского, потому что Жаров был тогда еще жив; а Маяковский, кстати, Жарова не любил).
Автор стихотворения «Май», которое декламирует Ипполит Матвеевич, не имел совершенно никакого отношения к идеологической поэзии советского времени. Даже, скорее, наоборот: кто-то называет его поэтом «эпохи безвременья» (конец XIX-начало XX века), кто-то ставит в один ряд с Тютчевым и Фетом — поэтами «чистого искусства», кто-то называет декадентом и предвестником поэзии Серебряного века. Многие его стихи стали романсами.
Звали его Константин Михайлович Фофанов.
Бледный вечер весны и задумчив и тих,
Зарумянен вечерней зарею,
Грустно в окна глядит; и слагается стих,
И теснится мечта за мечтою.
Что-то грустно душе, что-то сердцу больней,
Иль взгрустнулося мне о бывалом?
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.
Там, за душной чертою столичных громад,
На степях светозарной природы,
Звонко птицы поют, и плывет аромат,
И журчат сладкоструйные воды.
И дрожит под росою душистых полей
Бледный ландыш склоненным бокалом-
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.
Дорогая моя! Если б встретиться нам
В звучном празднике юного мая -
И сиренью дышать, и внимать соловьям,
Мир любви и страстей обнимая!
О, как счастлив бы стал я любовью твоей,
Сколько грез в моем сердце усталом
Этот май-баловник, этот май-чародей
Разбудил бы своим опахалом!..
1мая 1885 год
Кроме Воробьянинова, среди поклонников его творчества были Чехов, Горький, Лев Толстой, Мережковский; своим учителем считал его Игорь-Северянин (Игорь Лотарёв) — более того, именно Фофанову он обязан своим псевдонимом; с ним дружил художник Репин.
Несмотря на таких известных почитателей, признания поэт не получил — ни при жизни, ни после смерти. Когда Репин написал его портрет, Фофанов надеялся, что работа «знаменитого художника, привлечет к нему внимание широкой публики. Но «внимание» это не порадовало поэта. Отмечая высокие художественные достоинства портрета (он был выставлен на XVI передвижной выставке), рецензенты воспользовались случаем поиздеваться над обликом Фофанова и над его поэзией. Портрет не был куплен и вернулся в мастерскую художника. Не прошло и года после написания портрета, как Фофанов попал в сумасшедший дом», и вскоре умер.
(Между прочим, эта история подтверждает наблюдения Корнея Чуковского, который говорил Репину, "что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает".)
Такой конец поэта, кажется, никого особенно не удивил, всё к этому и шло: он был алкоголиком, и повседневность его жизни была диаметрально противоположна возвышенному миру его стихов.
Игорь-Северянин
Пока поэт был жив, его вы поносили,
Покинули его, бежали как чумы...
Пред мудрым опьяненьем — от бессилья
Дрожали трезвые умы!
Постигнете ли вы, “прозаики-злодеи”,
Почтенные отцы, достойные мужи,
Что пьяным гением зажженные идеи —
Прекрасней вашей трезвой лжи?!
Постигнете ли вы, приличные мерзавцы,
Шары бездарные в шикарных котелках,
Что сердце, видя вас, боялось разорваться,
Что вы ему внушали страх?!
Не вам его винить: весь мир любить готовый
И видя только зло,— в отчаяньи, светло
Он жаждал опьянеть, дабы венец терновый,
Как лавр, овил его чело!..
Я узнаю во всем вас, дети злого века!
Паденье славного — бесславных торжество!
Позорно презирать за слабость человека,
Отнявши силы у него.
1911. Август.
Такой вот небольшой штрих к портрету Воробьянинова получился.
Этот пост — часть проекта «Как попасть в книгу».
Читайте и гуляйте по Москве!
«Теперь такие погоды замечательные». (с)