Найти тему
Shmandercheizer

Аллергия - проклятье современности.

Весной и летом часто приходится слышать об аллергиях. Причем, уже давно многие воспринимают ее не как заболевание, а скорее как особенность личного вкуса или просто странность, какие есть у каждого. И одна из причин этого - ее распространенность.

По сути аллергия – это повышенная или извращенная чувствительность к какому-то веществу. Слово для этого выбрано странное: происходит оно от древнегреческого слова, означающего «другой». Впрочем, в переносном смысле некоторые «другие» действительно для нас не выносимым - мы буквалньо не переносим их на дух. Аллергию относят к заболеваниям, связанным с иммунной системой, т.е. это даже не дисфункция, сколько системный эффект. Или если сказать по-другому, аллергия – это результат внутренних противоречий организма, которые нам не видны.

Еще в начале двадцатого столетия Вирджиния Вулф сказала, что человеческая телесность изменилась. Сегодня мы ощущаем себя телесно-чуждыми этому миру. Неудивительно, что организмы так болезненно реагируют на, казалось бы, обыкновенные материалы и продукты. Аллергия – это (на первый взгляд) беспричинный бунт на корабле организма, поскольку не бывает не странных аллергий. Ведь аллергией называют реакцию на обычное и даже миролюбивое проявление внешней среды, а не на токсины и яды.

И так же как наш организм сегодня ощущает себя чуждым окружающему, так и наше социальное тело начинает страдать различными формами социальной аллергии: от легкого раздражения до полного неприятия других, тех, кто отличается. Резкий всплеск деклараций толерантности – это ли не защитный симптом, говорящий нам о возросшей социальной аллергии? Ведь социальная аллергия способна перерасти в более серьезные формы социального и индивидуального аутизма. Просто посмотрите как часто люди желают отгородиться от других - с помощью очков, наушников, перчаток, избегания общественного транспорта - и вы поймете, что социальная аллергия на других тоже прогрессирует.

Опасна она и противоположной тенденцией: рьяным и неограниченным вмешательством в жизнь и природу другого – от попыток его ассимилировать, подвергнуть селекции и евгенике и вплоть до самых радикальных форм дискриминации по какому-либо признаку.

Сложно сказать является ли специфическая психология аллергика причиной или следствием его проблем. Однако очевидно, что аллергик часто испытывает отвращение к кому-либо, он с большим трудом приспосабливается к людям или ситуациям. Такой человек обидчив, постоянно видит себя в качестве объекта агрессии, а потому превышает необходимую степень самообороны. Одновременно симптоматика аллергика – неплохой способ привлечь внимание к своей «чувствительной» натуре.

-2

Начиная с Фрейда, было много попыток интерпретировать подобные симптомы, а не только лечить их. Проблема однако в том, что психосоматический симптом весьма устойчив к "лечению разговором". К тому же часто есть искушение приписать таким аллегиям всеобщий смысл, одинаковый для всех. Верить в это или нет? - вопрос выбора каждого.

Как объясняет популярный психолог Лиз Бурбо: «если ты страдаешь от аллергии, значит, в твоей жизни повторяется определенная ситуация, которая тебя привлекает и одновременно отталкивает, или есть человек, по отношению к которому ты испытываешь неприязнь, но в то же время добиваешься одобрения с его стороны». В конечном счете, разве эта формула не подходит в той или иной степени любому современному человеку?

В более широком смысле аллергия – это раздражение; современный человек просто живет им. Он – человек «без кожи», открыт любым воздействиям: реклама, масс-медиа, идеология не могут оставить его в покое. Каждый продавец и рекламщик считает своим священным долгом достучаться до тебя. Поэтому в такой ситуации человек не может не создавать защитных аллергических реакций на инаковость других, на обязанность быть потребителем.

В итоге любая твоя реакция становится в каком-то смысле аллергией: ты выходишь из себя из-за дорожных пробок, порванных колгот или чьих-то неприятных слов; ты отвечаешь на стимулы совершенно неравноценными действиями – и напротив, реальные раздражители (трагедии, страдания других, явные угрозы жизни и здоровью) никого не задевают. Но главная «аллергическая» проблема современности – это другой, некто иной, чем я. Всякий чужак (приезжий на улице, техник у вас дома, незнакомец в привычной компании) тотчас вызывает у нас как минимум смущение и раздражение.

Каждый такой индивид оказывается в проигрыше: «задолбанный со всех сторон» человек, растративший силы на борьбу с иллюзорными раздражителями (какая там борьба за идеалы, тут даже не до рефлексии) – идеальный объект для манипуляции.

-3

Этой теме можно добавить еще более обширный разворот – почему мы собственно не принимаем свою жизнь во многих ее проявлениях и аспектах? Почему наше мировоззрение имеет тенденцию к упрощению и исключению, вместо того чтобы быть открытым миру во всем его богатстве? Почему мы не можем полно и насыщенно проживать свою жизнь?

Именно в ХХ веке, когда, казалось бы, возникает гораздо больше возможностей у людей, прогрессирует аллергия. Мне кажется, что в современном мире «вседозволенности» человек (для восстановления некой внутренней гармонии) сам вносит себе ограничения и запреты, причем непосредственно своим организмом, его болью. Что интересно, аллергия как раз очень часто связана именно с тем, что человек любит больше всего. В этом смысле разве не очевиден и банален вывод психологов, отмечающих, что страдающий от аллергии - это тот, кто не позволяет себе наслаждаться радостями жизни? Но также важно признать, что мы не можем оставаться людьми – не имея рамок, не ограничивая себя, не очертив зону ответственности и поступка, ибо человек – этическое существо, т.е. способное на поступок.

Но существенной причиной этой проблемы, на мой взгляд, является, конечно, то, что современный человек потерял непосредственное ощущение жизни, проживания, ощущения и осознания мира, которые в первую очередь проявляются в чудовищной диссоциации ума и тела. И разве даже обычная аллергия не есть для тела то же, что для разума – шизофрения?

В оформлении использованы фотоработы Sydney Sie