Продолжаем поиск демократической альтернативы для России
В ответ на новые вызовы технологического и геополитического характера мобилизацию нужно начинать с консолидации гражданского общества. Активные граждане объединяются в новую политическую, точнее гражданскую силу, которая не ставит своей целью приход к власти – ее главными задачами являются формирование политической элиты и контроль над деятельностью регулярной бюрократии в постоянном режиме, а не только в период выборов.
Для этого в противовес неэффективной многопартийной системе создается гражданская ветвь самоуправления, параллельная административной вертикали власти - назовем ее «Объединенным гражданским фронтом» (ОГФ). Для его организации пригодится опыт работы общественных палат, Общероссийского народного фронта, экспертных институтов, церкви, социальных сетей и других гражданских структур, объединяющих активных граждан для решения политических и социальных проблем нашего общества и осуществляющих гражданский контроль над деятельностью властей.
В задачи Объединенного гражданского фронта входит подготовка и выдвижение кадров на выборные должности, т.е. создание социального лифта для управленческой элиты; организация и проведение выборов органов государственной власти и местного самоуправления. Гражданское общество в лице ОГФ осуществляет контроль над деятельностью регулярной бюрократии в соответствии с разработанными регламентами и
Федеральным законом N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", влияет на принятие государственных решений информационными и экспертными ресурсами, силой морального авторитета.
Консолидация и создание вертикально интегрированного гражданского общества – процесс не простой, поэтому на начальном этапе целесообразно опереться на сложившиеся политические и гражданские силы. Как вариант, ОГФ формируется в форме общественного движения, в которое предлагается войти на добровольной основе существующим политическим силам и общественным объединениям, разделяющим идею нового формата отношений государства и гражданского общества.
Декларацией и регламентом ОГФ, принятыми на Гражданском форуме, создаются условия для дискуссий и свободного обмена мнениями, поиска объединяющей идеологии, в результате чего на смену конкуренции политтехнологий придет борьба идей и мировоззрений (вперед вырвутся те, у кого сила - в научном знании и правде).
Регулярная бюрократия (государственные и муниципальные чиновники, депутаты всех уровней и др.) прекращает участие в какой-либо партийной деятельности, уходит из публичной политики и служит только государству под постоянным гражданским контролем. Судебная система, оставаясь независимой, тем не менее, попадает под гражданский контроль: судебные решения могут подвергаться независимой общественной экспертизе, деятельность судей оценивают гражданские эксперты, решения которых носят рекомендательный характер. Кандидатуры судей обсуждаются и выдвигаются гражданским обществом. Государственные институты освобождаются от прямого влияния со стороны бизнеса – последний лоббирует свои интересы через гражданские структуры. Такая модель во многом повторяет удачный китайский опыт.
Китайское государство находится под контролем гражданского общества, которое структурировано в политическую партию, т.е. независимую самоуправляемую организацию граждан. Неважно, с какой официальной идеологией (тем не менее, преодолевшей классовый подход), но именно этот гражданский институт определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, готовит кадры для работы в госорганах, защищает общественные интересы и духовно-нравственные ценности.
Принципы политического плюрализма реализуются в основном внутри партии (в прошлом также не избежавшей репрессий: в хоте Культурной революции Мао Цзедуна погибло более 30 млн.чел., но китайцы не впадают в истерику по поводу трагических страниц своей истории, понимая объективные сложности того периода).
Экономическая конкуренция ограничивается только рамками государственной политики, определяемой правящей партией. Бизнес имеет возможность отстаивать свои интересы через участие в партийной деятельности. Таким образом, китайская модель государственно-общественного устройства базируется на подконтрольности государства гражданскому обществу в лице партийных институтов. По существу, Коммунистическая партия Китая формирует политическую элиту, которая служит народу.
Вернемся к нашему проекту. Параллельно будет осуществляться переход новой модели демократии на цифровой формат и электронное голосование. Предпосылки такой трансформации мы наблюдаем уже сегодня, общаясь в социальных сетях. По сути, у нас на глазах рождается новая цифровая цивилизация со своими достоинствами и проблемами, требующими философского осмысления. Можно сколько угодно рассуждать о «цифровом концлагере», но прогресс не остановить.
Используя современные информационно-цифровые технологии, гражданское общество получило уникальные возможности консолидироваться и эффективно оппонировать властям. Задача - эти стихийные процессы наполнить идейным содержанием и направить в созидательное русло.
Продолжение следует…
Борис Шестов
Подписывайтесь на наш канал – будем вместе искать путь к истине