Найти тему
Shmandercheizer

Загадки Брейгеля. Часть 4 (рубрика "Деталь")

Рубрика "Деталь" сегодня обратит внимание на еще одну гравюру Питера Брейгеля из серии "Грехи". В этот раз это "Лень". Представляем очередной выпуск рубрики "Деталь". #41 Загадки Брейгеля (часть 4)

В большом разрешении гравюру можно увидеть здесь: https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/06/17/regnum_picture_14661389344508216_normal.jpg
В большом разрешении гравюру можно увидеть здесь: https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/06/17/regnum_picture_14661389344508216_normal.jpg

Мы уже рассматривали одну из гравюр Питера Брейгеля из известной серии «Грехи» под названием «Гордыня». Сегодня поговорим о другой, посвященной праздности и лени.

Гравюра «Лень» (Desidia) существует в нескольких вариантах, некоторые из них зеркально расположены. Также иногда используется другое название Acedia (т.е. Уныние). Снизу хорошо читаются две назидательные надписи. Первая на латыни: «Segnities robur frangit longa ocia nervos», т.е. «бездействие отнимает силу, длительная праздность разрушает решительность», вторая на фламандском «Traecheyt maeckt machteloos en verdroocht die senuwen dat de mensch nieuwers toe en doocht» (это переводится как «Лень делает бессильным и лишает силы духа, доводя человека до полной негодности»).

Среди образов несколько раз повторяются старые и больные люди (символ бессилия), улитки (символ медлительности), а также кровать и подушка (намек на сонное, неактивное существование или все ту же болезнь). Кроме того, присутствие подушки объясняется также фламандской пословицей «Лень – подушка черта». Женщина в центре легла на осла, что также отсылка к глупости.

фрагмент гравюры
фрагмент гравюры

Примечательна и тема часов: большая рука вместо стрелки на циферблате приближается к 11 часам и мужчина (вероятно либо священник, либо гуманист) на месте кукушки, пытающийся бить в звонок, чтобы пробудить окружающее сонное царство. Однако часовой механизм под ним – вероятно замер или сломан (т.к. противовес не раскачивается). Что касается цифры «11», то некоторые (например, Августин) трактовали ее как число греха, превышения нормы (десятки), вероятно, здесь тоже есть намек на глупость.

Любопытно и все происходящее вокруг водяной мельницы, где мы видим прямую иллюстрацию еще одной поговорки: «Лентяй не стыдится ходить до ветру на людях». Многие образы и персонажи сложно однозначно интерпретировать без хорошего знания фламандских поговорок, пословиц и фразеологизмов XVI века. Так, например, не совсем понятно какое отношение к праздности имеет шатер, который ставят на воде или вулкан.

Анализ предыдущей гравюры Брейгеля можно прочесть здесь: https://zen.yandex.ru/media/shmandercheizer/zagadki-breigelia-chast-3-rubrika-detal-5cc57c29ad71e300b4a8f990

Если интересны анализ культуры и медиа, подписывайтесь на нас в ТГ: https://t.me/concepture