В Петергофе я была дважды.
Ну мне так помнится.
Первый раз в 1985 году, второй в 2014-м.
При этом из музеев я посещала только Эрмитаж и Дворец Марли. Кажется.
В Большом Дворце я точно не была, надо восполнить.
А вот про Дворец Монплезир не помню совсем ничего. Если и была, то 34 года назад и об этом не помню.
В планах есть посещение Петергофа, причем в ближайшее время. Но... Дворец Монплезир на ближайшие два года закрыли на реставрацию. Увы...
Поэтому, несмотря на различные сложности и преграды, я отправилась в Царицыно на открытие выставки «Екатерининский корпус Монплезира. Путешествие из Петергофа в Царицыно».
Выставка стала продолжением темы «музейных гастролей». В прошлом году в Царицыно проходила выставка "Александровский дворец в Царском селе и Романовы". В этом году в залы Большого дворца переселяется вся коллекция музея Екатерининского корпуса Монплезира. Так что ближайшие два года в Царицыно можно будет увидеть собрание одного из петергофских дворцов-музеев. И в Петергоф ехать не надо, ведь Петергоф сам приехал к москвичам.
Сначала немного истории, ну а потом и о выставке расскажу.
Дворцово-садовый ансамбль Монплезир был создан в начале XVIII века у самого края Финского залива. Именно здесь часто останавливался Петр I во время своих визитов в Петергоф. Дочь Петра Великого - Елизавета Петровна - в середине того же XVIII века повелела пристроить к западному крылу дворца ряд зданий. Среди них - одноэтажный каменный корпус по проекту Ф.Растрелли. В нем расположились парадные залы для приемов, торжественных обедов и балов. В соединенном с ним деревянном флигеле находились небольшие комнаты для проживания членов императорской семьи и их гостей.
Именно отсюда в ночь на 28 июля 1762 года будущая императрица Екатерина Вторая отправилась в Петербург совершать государственный переворот. Спустя век, в память об этом событии, каменный корпус получил название Екатерининский.
Еще в годы правления Екатерины II, а именно в 1785-1786 годах, интерьеры Екатерининского корпуса были заново отделаны архитектором Джакомо Кваренги. Последние изменения произошли здесь в эпоху правления Александра I.
Ну а в 1928 году в Екатерининском корпусе открыли музей.
Правда в годы войны каменное здание было разрушено, а флигель сожжен. Однако после восстановления Петергофа, сохраненные в эвакуации художественные произведения легли в основу экспозиции, которая открылась в Монплезире в 1984 году.
Но вернемся к выставке в Царицыно. В залах музея представлено убранство пяти интерьеров петергофского дворца. В них отражены основные тенденции развития русского интерьерного искусства времен правления Александра I. Ну а всего в экспозиции представлено более 750 произведений искусства: художественная бронза, изделия Императорских фарфорового и стеклянного заводов, живописные полотна, графика, а так же образцы мебели, выполненные по проектам выдающихся зодчих - А.Воронихина, К.Росси, В.Стасова.
Самый великолепный, на мой взгляд, это зал, где представлен один из самых известных сервизов, использовавшихся во время приемов при императорском дворе - "Гурьевский".
Он был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе в 1809-1824 годах. "Десертный сервиз с изображением на оном российских костюмов" был рассчитан на 50 персон и предназначался для завершающей части застолья.
Хрустальные вазы и рюмки, выполнены на стекольном заводе в Уотерфорде в Ирландии. Гранный сервиз, заказанный Павлом I в 1800 году. был доставлен в Россию уже при Александре I.
Характерное убранство парадного зала в императорском дворце составляют декоративные вазы с росписями художников, канделябры французской работы и мебель конца XVIII - начала XIX века.
Любоваться этой красотой можно бесконечно...
Но задерживаться не будем и идем дальше...
Зеленая гостиная...
В ней воссоздано убранство характерное для стиля ампир.
Поскольку важное значение в это период придавался колористическому решению интерьера, то и название помещению часто давалось по цвету окраски стен.
Определенному ритму подчинялась расстановка мебели, декоративной бронзы, ваз.
Подбор предметов интерьера был тщательно продуман.
Кабинет...
Кабинет относился к одной из главных комнат в комплексе жилых помещений дворца.
В интерьере, представленном в залах Царицыно воспроизведено убранство интерьера начала XIX века.
Строгие линии, симметрия, уравновешенность объемов.
В первые годы царствования Александра I в России сохранялась мода на так называемую мебель "жакоб", вошедшую в употребление в конце XVIII века.
Обстановку кабинета дополняют бюсты древнегреческих философов, письменные принадлежности русской и французской работы.
Канделябры с фигурками Славы, созданные французским бронзовщиком П.-В.Ледюрном.
Особое место во дворце отводилось Малой гостиной.
Это помещение носило приватный характер. Здесь император мог уединиться для важного разговора или решения неотложных дел.
Гарнитур мебели создан по проекту архитектора В.Стасова в мастерской Г.Гамбса.
Каминные часы - герой Троянской войны Ахилл, держи меч над траурной урной воего друга Патрокла.
Часы работы французского мастера К.Галля, выполнены в первое десятилетие XIX века.
Парадная опочивальня...
Одно из самых репрезентативных дворцовых помещений.
Главное место отведено парадной кровати.
При Александре I петергофские дворцы пополнились художественной бронзой.
Канделябры созданы в мастерской французского бронзовщика Л.Ст. Ленуара-Раврио.
Большое влияние на русских зодчих и мастеров оказывали парижские архитекторы. Это хорошо прослеживается в убранстве интерьера.
Вот мы и прошлись по пяти главным залам экспозиции.
Как вы догадались, это не все что представлено в царицынском музее.
Но об этом... в другой раз.