Читая книгу Екклесиаст, нарисовала себе образ глупого человека. И так. Какой же он?
1. Еккл. 2: 3-9. Пока мудрый строит дом, садит виноградники,делает водоёмы, разводит скот, услаждается музыкой. Глупый предаётся смеху и услаждается вином.
Тут всё понятно. Каждый выбирает сам, каким быть и как жить.
2. Еккл.2:14 «У мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме».
Еще Екклесиаст говорит о преимуществе мудрости перед глупостью, как света перед тьмою.
А вот тут речь идёт о дальновидности. Мудрый человек просчитывает свои шаги. Глупый идёт наугад, он не знает куда идёт и зачем. Он не хочет напрягаться и задумываться об этом.
3. Еккл. 4:5 Глупый сидит, сложив руки, и съедает плоть свою
Не буду описывать ленивого человека. Опять-таки - это выбор каждого.
4. Еккл.4: 13. Неразумный не умеет принимать советы. Какая у вас реакция на обличение и совет? Хочется закрыть уши или заблокировать зануду? или спокойно выслушиваете и принимаете то, что действительно надо исправить?
5. Еккл.5:1-3. Голос глупого познаётся при множестве слов.
Тут еще хочется затронуть тему обещаний. Именно в этом месте написано, что Бог не благоволит глупым, «что обещал Богу - исполни» и, что Бог разрушает дело, если человек говорит, что это — ошибка.
Иногда мы не придаем значения словам, которые вылетают из уст и потом переживаем последствия.
6. Выше складывается впечатление,что глупые - это нищие люди. Но о глупых богатых так же говорит Екклесиаст.
Еккл. 6:1-8. У него есть всё, что хочет, но не может пользоваться этим, он так же ходит во мраке.
Еккл. 4: 6. «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа»
Вспоминается один из бизнес-тренингов в ВК. Преподаватель объяснял про реки и уровни дохода. Грубо говоря, картина выглядит так:
Есть первая река, в которой три категории людей:
- доход до 10 тысяч рублей - нищие
- доход 20 тысяч рублей - средний класс
- доход 30 тысяч рублей - богатые
вторая река:
- до 35 тысяч рублей - нищие
- 60 тысяч рублей - средний класс
- 100 тысяч рублей - богатые
третья река: и т.д.
Нищие не напрягаются совсем, они просто плывут по течению той реки, в которой они находятся. Средний класс работает по мере сил, стараясь иметь хоть что-нибудь, что есть у богатых его реки. Богатые своей реки напрягаются больше всех, они часами пропадают на работе, не доедают, не досыпают, чтобы держать планку богатого в своей реке.
Бизнесмен учил перестраивать мышление, чтобы не быть богатым в своей реке, а просто перестроить мышление и стать бедным в следующей реке.
Эта картина помогла мне увидеть категорию людей, которые жертвуют значимыми вещами ради того, чем они не могут даже воспользоваться. это очень грустная картина.
7. Еккл. 7:4-5. «Сердце мудрых в доме плача, а сердце глупых в доме веселия»
Еккл.7: 4-5. Мудрый обличает. С глупым только песни поют.
Куда бы сегодня сходить? Чем бы таким заняться, чтобы повеселиться? — знакомые вопросы?
8. Еккл. 7: 7. «Притесняя других мудрый делается глупым»
Еккл. 7: 9 «гнев — в сердце глупых»
Что происходит с женщиной, которая постоянно кричит на детей? А с мужчиной, который кричит на жену?
И тут не просто выбор каждого человека, каким быть, этому качестве глупца есть строгое наказание!
Еккл. 7:17
«Не предавайся греху и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время».
Недаром старцев называют мудрыми людьми, глупые не доживают до глубокой старости.
9. Еккл. 7:25-26. Нечестие глупости. Грешник улавливается сетями неправедной женщины.
Может ли блудница соблазнить мудрого господина? Я думаю, что нет. И это касается и женщин тоже. Мудрая девушка хранит свою девственность для одного единственного мужчины. И за свою верность получает награду — уважение и любовь своего мужа.
10. Еккл. 8:1. У мудрого — светлое, у глупого — суровое лицо.
Помогает ли озабоченность и постоянные переживания решить проблемы? нет.
11. Еккл. 8:5. Сердце мудрого знает время и устав.
В нашей жизни есть правила и распорядки. Глупый человек не соблюдает правила и даже не заботится о том, чтобы делать всё во время.
12. Еккл. 8:17. Человек не может постигнуть всех дел под солнцем, мудрец не может говорить, что познал всё.
«я сам всё знаю» — так обычно отвечают дети родителям, которые видят, что ребенок на грани совершения ошибки и пытаются ему помочь.
13. «Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше нежели крик между глупых.
Кричать - не комильфо!
14. Еккл. 10: 3. У глупого нет смысла в жизни и каждому он выскажет, что глуп.
«Дурак. Зачем я так поступил» — истории с такими фразами сопровождаются, действительно, свидетельствами о глупом поступке человека.
И тут надо вспомнить еще одну истину:
Еккл. 10: 1. «Небольшая глупость уважаемого человека портит его мудрость и честь».
Рассказывая о своей глупости, человек показывает, что он глуп. Вроде простая истина. Но как всё сложно. Ведь хочется научить человека, чтобы он не совершил такую же ошибку. Значит учить нужно не на своём примере?
Что вы думаете по этому поводу? Рассказываете ли вы свои ошибки другим? И нужно ли это делать?
15. Еккл. 10: 6. «Невежество поставляется на большой высоте»
Выходит, что превозноситься над другими — глупость. Хвалиться, показывать себя выше других.
16. Еккл. 10: 12-14. Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же.
Всё ли, что мы рассказываем другим людям, приносит пользу им и нам? Благо-дать! Даём ли мы благо друзьям и себе? Мне бы очень хотелось говорить умные и полезные вещи и не рассказывать того, что погубит меня.
Когда мы жалуемся на своих родных и близких подруге или другу — кому от этого польза? Даём повод распустить сплетни и теряем своё достоинство.
17. Еккл. 10:15. Труд глупого утомляет, потому что «не знает даже дороги в город» (не видит цели ради чего трудиться».
Почему ленивому человеку трудно подняться с постели и начать что-то делать? Потому что он не видит цели. Не понимает, для чего он это делает.
Приведу простой пример. Я обожаю рвать травку в клубнике, потому что очень люблю эту ягоду и, когда убираю сорняк, представляю, какой крупной и сочной будет ягода, так как помню, что, если сорняк не вырвать, ягода будет мелкой и сухой, сорняк высосет все соки из неё. Это знание придаёт мне силы трудиться.
18. Мудрый кушает для подкрепления, а глупый для пресыщения.
Известная всем фраза:
— Есть, чтобы жить или жить, чтобы есть. Что выбираете?