Советы Анны Быковой из книги "Самостоятельный ребенок, или как стать "ленивой мамой".
Простые непростые правила
Обычно самые простые на первый взгляд вещи реализовать сложнее всего, так и в этот раз. Казалось бы ничего нового в этом разделе нет, но если применять эти правила, то они значительно упростят жизнь мамы. Главное, не говорить "я и так это знаю", а применить это знание на практики.
1. Необходимость уборки очевидна только для мамы. Ребенок попросту не понимает зачем разрушать творческий хаос, который он так долго наводил. Поэтому прежде всего донесите важность уборки до ребенка. Простого "так надо" мало.
2. До ребенка легче донести мысль, опираясь на его опыт. Тут Анна приводит интересный диалог между детьми и воспитателем:
"- Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?
- Да!
- А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?
- Нет!
- Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?"
3. Из любой работы можно сделать привлекательную для ребенка деятельность, если превратить ее в игру. Убирать не так интересно, как помогать игрушкам найти свой дом среди множества полок и ящиков.
4. Большую задачу разбейте на маленькие конкретные подзадача. Зачастую ребенку недостаточно сказать "приберись в комнате", лучше разбить процесс на несколько этапов: "Сложи, пожалуйста, машинки в коробку. А теперь поставь все книжки на полку. А теперь пропылесось".
5. При постановке задачи убедитесь, что вы с ребенком понимаете под результатом одинаковый итог. Анна делится смешной историей из личного опыта. Она поставила перед двумя сыновьями задачу: младший убирает игрушки, затем старший пылесосит.
Ушла. "Пылесос зашумел как-то подозрительно быстро..."
Вернулась. Увидела следующую картину. Младший сын поднял с пола все игрушки выше. И с его точки зрения, он выполнил поставленную перед ним задачу - убрал все игрушки, чтобы они не мешали брату пылесосить.
6. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может убрать.
Если вы сразу дадите ребенку сотню игрушек, он даже при очень больших стараниях не сможет запомнить, где "живет" каждая из них. И не сможет вернуть их на место даже при большом желании.
7. Правила в стихах дети запоминают лучше.
Этот пункт я себе отметила. Нужно будет подумать и сочинить такие правила. А сожалению автор приводит только один пример:
Мы хорошие ребятки,
У нас всё всегда в порядке.
Мы по правилу живем:
Поиграли - уберем!
8. Воспитание - это постоянный процесс. Вам будет в разы труднее убедить ребенка, что он должен убирать за собой игрушки, если иногда или часто вы будете делать это вместо него.
9. Побольше хвалите за результат. Не льстите ребенку (если он не захотел убирать, не называйте его чистюлей), и хвалите за каждый хороший поступок. Если дочка убрала куклу на место, не считайте, что "это само собой разумеющееся и ничего заострять на этом внимание", скажите ей "хозяюшка".
10. Кто не убирает за собой, тот и не играет.
Очень понравилась история одной знакомой автора, отлично иллюстрирующая это правило.
"Однажды сын запротивился и отказался убирать игрушки. Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся - игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? "Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу".
Посмотрели, машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы исх с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах."
А как вам удалось научить ребенка убирать за собой?