18 мая в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков стартовал новый проект #лестницавмисп, в рамках которого пространство лестницы превратилось в экспериментальную площадку для высказывания молодых художников. Первыми участниками стали Илья Крейдун, Егор Лаптарев и Татьяна Киргизова — в соавторстве они создали инсталляцию «Сон Богов», используя технику графики и флуоресцентную живопись.
О том, как создавалась инсталляция и в чём заключается её идея рассказал художник Илья Крейдун.
Когда мы слышим словосочетание «Сон Богов», первая ассоциация связана с чем-то светлым, радостным, можно сказать «райским». Однако инсталляция вызывает совсем другие эмоции — мы попадаем в полутьму, видим не самых безобидных мифологических существ, между которыми, кажется, завязывается какая-то борьба. Почему были выбраны именно эти образы — змеи и кентавры?
В самом названии «Сон Богов» речь идёт о бессознательном в божественном. Сновидение редко бывает подконтрольным разуму, здесь властвуют другие законы, глубинные импульсы воплощаются в знакомых образах.
«Сон Богов» изображает момент хрупкого баланса порядка и хаоса. Образ змеи испокон веков имел много символических трактовок, таких как смерть и возрождение, сила, мудрость, ход времени. В композиции этот образ играет роль связующей мысли, как потока времени, находящегося на уровне подсознания.
Образы кентавров антропоморфны, но, как более сложные создания воображения сновидца, подвержены искажениям свойств формы. Так как чем сложнее предмет размышлений, тем больше усилий нужно, чтобы удержать его в сознании. Находясь словно на горизонте событий чёрной дыры, они как бы теряют привычный физический облик.
Быть может, это Стрелец в вещем сне превращается в Змееносца, тринадцатый знак зодиака, потрясая сложившийся порядок. Остаётся вопрос: что есть тот самый порядок и что есть хаос?
Почему тебя заинтересовал этот проект? И почему для молодого художника актуальна работа с музеем?
Музей — это большая и серьёзная площадка. Мне хотелось почувствовать ещё немного ответственности.
С какими трудностями ты столкнулся при реализации этого проекта?
Безусловно, всё это было очень интересно было монтировать! С соавторами проекта, Егором Лаптаревым и Татьяной Киргизовой, мы работали дистанционно — большую часть времени они находились в Москве. В связи с этим сложности проявились на этапе объединения двух живописных концепций в единое произведение. Поэтому работа над нюансами велась уже на месте, в Петербурге.
Беседовала Ира Садкова.