Найти тему
Метагазета

Отельеры ловят последний шанс

Большинство петербургских гостиниц и хостелов не имеют звездных категорий / Фото: pixabay.com
Большинство петербургских гостиниц и хостелов не имеют звездных категорий / Фото: pixabay.com
С начала года число гостиниц, апартаментов и хостелов в Петербурге выросло в 1,5 раза. Прошлогодний Кубок мира по футболу повысил туристический спрос на Северную столицу, и отельеры стремятся заработать, пока их не закрыли.

Число классифицированных средств размещения (гостиниц, хостелов, пансионатов и прочих объектов, сдающих номера постояльцам) в Петербурге сокращается (см. «Структура гостиничного рынка Петербурга»). В январе в Федеральном перечне туристских объектов было зарегистрировано 1422 места размещения, а по данным на 22 мая — всего 1235.

На самом деле гостиниц, апартаментов, хостелов в разы больше. Например, Booking предлагает гостям Петербурга 7,54 тысячи адресов для заселения. В январе было около 5 тысяч — рост в 1,5 раза.

Большинство владельцев этих объектов предпочитают не связываться с классификацией, благо соответствующий закон, принятый в феврале 2018 года, пока это позволяет.

  • До 1 июля 2019 года должны пройти обязательную классификацию в аккредитованных государством компаниях гостиницы с номерным фондом более 50 номеров, до 1 января 2020-го — гостиницы на 15 и более номеров, до 1 января 2021 года — все остальные.

Структура гостиничного рынка Петербурга

Источник: Федеральный перечень туристских объектов
Источник: Федеральный перечень туристских объектов

Без звезд спокойнее

Получение официальной категории накладывает на компанию обязательства — гостиница должна соответствовать уровню звездности. Это касается даже тех объектов, которые выбрали категорию «без звезд». Они, например, должны предоставлять клиентам услуги круглосуточной службы приема, ежедневно убирать номера, соблюдать требования по минимальной площади номеров и т.д.

Массовый клиент не требует звездности, говорят участники рынка. Поэтому некоторые гостиницы, прошедшие классификацию к Чемпионату мира по футболу-2018, в этом году не стали подтверждать категорию. Чтобы постояльцы имели представление, на какой уровень комфорта могут рассчитывать, отельеры указывают на сайтах интернет-агрегаторов для бронирования номеров перечень услуг. Большинству клиентов этого достаточно.

Эффект чемпионата

Кубок мира, часть матчей которого состоялась в Петербурге, послужил стране в целом и городу в частности отличной рекламой. Большинство опрошенных корреспондентами «Метагазеты» отельеров говорят, что нынешний сезон куда лучше прошлогоднего, который не оправдал их ожиданий. Некоторые участники рынка рассчитывали, что заполняемость в период чемпионата обеспечит «Матч аккомодейшн» (МА) — структура FIFA, отвечавшая за размещение приехавших на мундиаль. Но спрос на заселение в Петербурге оказался ниже, чем ожидала МА. И отели, которые до последних предматчевых дней держали бронь для долгожданных болельщиков, оказались полупустыми. У некоторых было забронировано до 80% номеров.

«В 2018 году мы отдали МА не более 15% номеров. Часть они заполнили, но остальное мы продавали сами на свой страх и риск. В МА обещали отелям почти стопроцентную загрузку, а контракт был прописан очень хитро: они без выплаты неустоек могли снять бронь за две недели, и получилось так, что гостиницы, которые надеялись на обеспечение загрузки, остались без загрузки», — рассказал «Метагазете» представитель одного из петербургских отелей.

В этом году гостиницы рассчитывают не только на услуги интернет-агрегаторов и туроператоров, но и сами энергично привлекают клиентов. Ведь для многих отелей и хостелов нынешний сезон станет последним — после вступления 1 октября в силу закона, запрещающего размещать гостиницы в жилых домах, с рынка уйдет львиная доля компаний.

Наталия Белякова,

директор по маркетингу Domina Russia

-3
Мы уже видим, что динамика загрузки в этом году выше по отношению к прошлому году, примерно на 10%. Это связано с отложенным спросом: часть туристов перенесли свой визит в Россию, чтобы не попасть именно в даты мундиаля.
Чемпионат повысил интерес туристов к Петербургу. Обычно после таких крупных мероприятий, как Кубок мира по футболу, еще на год-два спрос на посещение города выше обычного.

Александр Пономарев,

владелец сети мини-отелей «Piter Palace»

-4
Прошлый год мы вообще не брали в расчет, потому что это был год чемпионата. А сегодня меня в целом не устраивает состояние подготовки города к туристическому сезону. У меня такое ощущение, что в Петербурге никто не отвечает за привлечение туристов. Все держится на малом бизнесе, то есть все зависит от того, что бизнесмены сами организуют. Если мы будем жить от чемпионата до чемпионата, то это совершенно не туристический бизнес.
Этот май загружен лучше относительно прошлого года, ценник где-то в 1,5 раза увеличился. А бронирование на июнь хуже, чем в прошлом году, хотя средний чек ниже.
В последнее время возросло число бронирований в последнюю минуту, то есть за один-три дня до заезда. Часто люди приезжают в город и уже тут ищут гостиницу, например, с помощью Booking.

-5

Алексей Чернушевич,

управляющий партнер сети петербургских отелей «Станция» (Station Hotels)

У нас в сети девять отелей категории «три звезды» и «четыре звезды», всего 500 номеров. Сезон этого года, если правильно подобрать слово, отчаянный для петербургских отельеров. Те, кто выбывает из игры после 1 октября в связи с принятием закона о запрете размещения в жилом фонде, постараются любыми путями максимально заработать свои последние деньги. Поэтому конкуренция огромная. Год будет сложным. У нас загрузка сейчас 95%. Это достигается за счет того, что слаженно работает управляющая компания, разрабатывает программы лояльности для постоянных клиентов, работает с турфирмами и группами.
Благодаря этому доля бронирований через агрегаторы, такие, как Booking, всего 45%, а не к 100%, как у других. Booking берет 20% за свои услуги, это тяжким бременем ложится на плечи владельцев отелей. И система работы с финансами у нас особенная: мы выпускаем коммерческие облигации и счет этих облигаций и других источников открываем новые объекты. По прошлому году мы тоже остались довольны заполняемостью.

-6

Жанна Мельник,

исполнительный директор гостевого дома Alexander House

Потенциал у этого сезона очень слабый, намного хуже, чем у прошлого. Февраль-март были сопоставимыми по заполняемости номеров, апрель-май не дотягивают. Бронирование на июнь просело. По сравнению с 2018 годом — сильный контраст. К сожалению, в городе открылось много новых отелей, и они оттягивают поток гостей на себя, конкурировать все сложнее. У нас есть классификация «четыре звезды», улучшать ее не будем — невозможно, здание под охраной КГИОП, это налагает определенные ограничения на использование объекта. Прошлое лето за счет чемпионата было полосатым: то хорошо, то плохо. А сейчас как-то совсем неважно.

-7

Сергей Морев,

владелец сети хостелов и мини-отелей «Друзья»

В сети «Друзья» сейчас 23 хостела и мини-отеля. Большинство из них расположены в нежилом фонде. Болельщики Чемпионата мира по футболу не очень интересовались хостелами, чемпионат не оправдал наших ожиданий, возьмем реванш в этом году. В этом сезоне заполняемость выше, чем в прошлом.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram