Найти тему
Метагазета

Китайцы подсели на русский шоколад

Оглавление
Продажи российского шоколада в Китай с 2013-го по 2018 год выросли в 400 раз / Фото: actualidad.rt.com
Продажи российского шоколада в Китай с 2013-го по 2018 год выросли в 400 раз / Фото: actualidad.rt.com
Экспорт потребительских товаров из России в Китай вырос вдвое. Чтобы закрепиться на китайском рынке, экспортеры придумывают рецепты конфет для разных провинций КНР, разрабатывают экологичные товары и приспосабливаются к полугодовым отсрочкам платежей.

Объем экспорта из России в Китай с 2013-го по 2018 год вырос в 1,6 раза: с $35,6 млрд до $56 млрд (экспорт из Петербурга увеличился с $434 млн до $1,65 млрд). Общий товарооборот вырос за этот период лишь на 20% (в Петербурге он сократился с $7,67 млрд до $6,75 млрд).

В основном увеличение экспорта происходит за счет продаж сырья и продукции неглубокой переработки.

В 2018 году

  • 85,6% экспорта пришлось на углеводороды, лес, зерно и металлы (в 2013 году — 83,4%)
  • 2,7% экспорта — это рыба (в 2013-м — 2,9%)
  • 2% — целлюлоза (в 2013-м столько же)
  • 2,2% — скрытый раздел (продукция и разработки атомной, оборонной, космической промышленности); в 2013 году — 1,5%
  • 1,8% — удобрения (в 2013-м — 4,5%)
  • 2,9% — оборудование (двигатели, ядерные реакторы); в 2013-м — 3,5%

Продажи в шоколаде

Поставки в категории «Пищевые продукты, напитки, табак» выросли за 2013-2018 годы в 3,86 раза — с $60,6 млн до $234 млн. Их доля в общем объеме российского экспорта в Китай увеличилась с 0,17% до 0,4%. Некоторые товары этой категории показывают фантастический рост: продажи шоколада выросли за указанный период почти в 400 раз — с $232 тысяч до $92,9 млн (в 2018 году рост превысил 38%). Хлеба и мучных кондитерских изделий Китай стал закупать в России в 90 раз больше: с $236 тысяч в 2013 году поставки увеличились до $21,2 млн в 2018-м. Меда российские производители стали поставлять в КНР почти в 5 раз больше: в 2013 году наторговали на $418 тысячи, в 2018-м — на $2,4 млн.

Однако продукты питания, а также прочие потребительские товары занимают в общем объеме экспорта из России в КНР скромные 2-3%, и их прирост практически не заметен в общей статистике товарооборота с КНР. Хотя в денежном выражении экспорт потребительской продукции в 2013-2018 годах удвоился и достиг $1,57 млрд.

Комариный патриотизм

Наращивать продажи в Китай российским промышленникам часто мешает незнание специфики китайского рынка. «Например, если вы выходите на китайские торговые сети, будьте готовы к тому, что предоплаты нет, отсрочка по платежам у них составляет не 40-60 дней, как у нас, а 180 дней, а иногда и больше. Для начинающего бизнеса это долго: если речь идет о контейнере или двух-трех контейнерах продукции, вы фактически замораживаете активы», — рассказывает Артем Дворников-Девитте, глава «Русско-китайского центра содействия бизнесу», который занимается продвижением продукции на китайском рынке.

С такой проблемой столкнулся, например «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ). Администрация предприятия была уверена во всемирной славе своего бренда и рассчитывала, что наличие в названии слов «императорский» и «фарфор» обеспечит продукции завода дополнительные бонусы в Поднебесной, известной трепетным отношением и к имперским традициям, и к изготовлению посуды. Но экспортеры просчитались: ИФЗ почти никто не знал, а требование предоплаты за товар привело китайских партнеров в изумление.

«Цикл производства фарфора 60-100 дней, ни один заказчик в Китае не захотел так долго ждать готовой продукции», — говорит Дворников-Девитте. Кроме того, ИФЗ пришлось сформировать запасы готовой продукции на складах в Китае, чтобы обеспечить возможность продажи товаров через интернет.

Группе компаний «Химик», выпускающей средства защиты от насекомых, не удалось освоить китайский рынок — слишком велика конкуренция с местными производителями. Вдобавок в КНР есть множество насекомых, которые не распространены в России, и средств защиты от них у производителей РФ нет. Выяснилось также, что потребитель в Китае больше доверяет местной продукции.

«Счастье во рту»

Даже у крупных корпораций не сразу удачно складывается заход в Китай. Например, Coca-Cola поначалу была удивлена отсутствием спроса на свои напитки в КНР. Потом выяснилось, что название компании в китайской транскрипции звучит как «Кекукела» и переводится — «кусай воскового головастика», рассказала Елена Алексеева, заместитель директора центра переводов и легализации документов компании «ЭГО Транслейтинг». Coca-Cola перепробовала около 40 тысяч вариантов названия, пока не остановилась на «Коку Коле» — в переводе на китайский «счастье во рту».

В похожей ситуации оказалась компания Pepsi, которая привела китайцев в ужас своим слоганом «Живи с поколением «Пепси». Для китайцев он звучал как призыв: «Пепси» заставит ваших предков подняться из могил».

Медовый успех

А вот опыт петербургского предприятия «Медовый дом» оказался успешным. Компания развивает производство в Новгородской области, более 10 лет поставляет мед во все крупные торговые сети РФ под своими и контрактными торговыми марками. Несколько лет назад компания присматривалась к Европе и даже пыталась организовать фасовочное производство в Литве, но после 2014 года оставила эти попытки, рассказывает Антон Георгиев, владелец «Медового дома». Изучив рынок КНР, «Медовый дом» решил, что здесь хорошие перспективы, несмотря на присутствие других медовых компаний из Австралии, США и России.

Продвижению помогли выставки. «С 2016 года «Медовый дом» участвовали в выставках, — рассказывает Дворников-Девитте. — Был павильончик с различными сортами меда и крем-меда с добавками ягод, а также дегустациями и презентациями. Интерес к продукции компании оказался большим».

Предприниматель из Нижнего Новгорода Алексей Зюзин поставляет в КНР биоразлагаемые в естественных условиях моющие средства под брендом Sinergetic . Сейчас он выпускает 70 видов этой продукции. Оборудование и составляющие компоненты бизнесмен закупает в Германии. «Товары с приставкой «эко» сейчас очень популярны в Китае, — говорит Алексей Зюзин. — И стоят они в три-четыре раза дороже, чем у нас». «Россия в Китае ассоциируется со страной, в которой еще осталась экологически чистая продукция», — добавляет Артем Дворников-Девитте.

В 2018 году более 20% своей продукции компания Sinergetic продала в Китай.

Есть и другие нюансы, которые нужно учесть тем, кто хочет наладить поставки в Китай, предупреждают эксперты. Например, нужно помнить, что ввоз в Китай мяса из России запрещен, поэтому производителям пельменей советуют заходить на рынок Поднебесной с варениками, начиненными фруктами и овощами. В разных китайских провинциях отличаются вкусовые предпочтения, поэтому компания «Невский кондитер» делает два вида конфет, подстраиваясь под вкусы жителей севера и юга Китая.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram