Найти тему

Сторителлинг - как работает метафора

Иллюстрация @Alex.Emart
Иллюстрация @Alex.Emart

В век цифровых технологий объем поступающей информации зашкаливает и приходится много и быстро ее фильтровать. Разобраться в качестве информации мне помогает правило - "Истинность тезиса подтверждается универсальностью применения в разных контекстах". Например, как солнечная система является прототипом для модели молекулы или как законы коммуникации одинаковы для всех, так и умение рассказывать истории является важным навыком в любой сфере. Истории лежат в основе всего нашего опыта. Они вдохновляют и мотивируют нас. Иисус Христос был учителем, который учил притчами. Именно история делает нас теми кто мы есть.

Эпизод из Сериала Игры Престолов, Отрывок не содержит спойлеров

Истории, сторителлинг и метафоры - синонимы. Давайте договоримся, что будем использовать слово метафора далее по тексту.

Так почему умение рассказывать метафоры является настолько важным? Давайте разберемся.

Метафора - слово, состоящее из двух греческих корней: "Мета" и "форе". "Мета" означает через, а "форе" - переносить. Т.е. метафора - это средство переноса идей. Метафоры позволяют донести мысли, минуя сопротивление слушателя.

Во-первых, человек ассоциирует себя с рассказом.

Во-вторых, смысл, который передается метафорой исходит как-бы изнутри и не воспринимается как навязанный.

Часто попытки рационального объяснения не приводят к желаемым изменениям. Метафоры же гораздо эффективнее. Конечно, метафора может быть не принята человеком, собственно, как и убеждение в чем-либо. Разница в том, что в первом случае человек просто послушал историю, а во втором есть вероятность оставить с неприятным осадком.

Эффективность метафор кроется за базовыми принципами обучения и передачи социального опыта. Люди не рациональны. Людей наделили мозгом только для одной цели - рационализировать наши желания и поступки. Более подробно об этом поговорим в одной из следующих статей. Основной принцип обучения - подражание. Дети копируют поведение взрослых и редко слушают о том, как правильно себя вести.

Так удачно рассказанная метафора может вдохновить человека, убедить в чем-либо или побудить совершить действие.

Есть несколько методик конструирования метафор. Разработка рекламы по сути - это тоже придумывание историй. Я хочу поделится несколькими методиками, которые использую сам.

Схема О'Хэнлонома, называется класс проблем - класс решений и она хорошо работает в создании видео роликов.

Имеется конкретная проблема, которую решает ваш продукт. Нам необходимо выйти на абстрактный уровень и задать себе вопрос: "К какому предельно абстрактному классу можно отнести эту проблему?" Определив предельно абстрактный класс проблем задаем себе следующий вопрос: "Какой предельно абстрактный класс решений может решить эту проблему?"

Например, реклама банка для предпринимателей могла бы выглядеть следующим образом:

Предпринимательство - c одной стороны свобода, с другой неустойчивость.

Абстрактный уровень - не устойчивое движение вперед, без явных границ.

Предельно абстрактный класс решений - надежный инструмент который позволяет уверенно двигаться вперед.

Пример: Красивый образ моря, солнце, яхта. Предприниматель стоит на мостике и смотрит в бинокль. Затем дает полный ход. Камера удаляется и в какой-то момент мы видим название яхты, которое соответствует названию Банка.

Еще одна схема:

У вашей целевой аудитории есть проблема, которую вы решаете. Они хотят из нее попасть в другую ситуацию - желаемую, но не знают как. В метафоре описывается проблема в другом контексте. Структура проблемы сохраняется. Таким образом, ситуация соответствует проблеме, которую вы решаете. Желаемая ситуация соответствует счастливому разрешению ситуации.

В метафоре должен быть предложен способ решения проблемы и счастливый итог.

Например, когда вам нужно объяснить ребенку, что нужно убирать игрушки. Расскажите историю о том, что жил-был ребенок очень похожий на него. И он никогда не убирал свои игрушки, из-за этого вечно опаздывал, расстраивался и огорчал родителей, но в один прекрасный день, он решил это исправить и начал убирать все на свои места. Его жизнь преобразилась, он заметил, что перестал опаздывать, игрушки всегда лежали на своем месте и их не нужно было искать, родители так гордились своим ребенком, что каждый день радовали его ... .

Подписывайтесь на канал и читайте продолжение:

Фокусы языка: Намеренье; Переопределение; Последствия; Разделение; Объединение; Аналогия; Изменение размера фрейма; Другой результат; Модель мира; Стратегия реальности; Противоположный пример; Иерархия критериев; Применение к себе; Метафрейм;

Статьи по теме: Фокусы языка, раскрутки или как работать с возражениями; Когда использовать фокусы языка и причем тут логика?; Сторителлинг - как работает метафора