Найти тему
Good Old Nerpach

Что о разнице между городом и деревней может рассказать аниме Barakamon

Оглавление

Каллиграфа Сэя Ханду отец отправляет на остров Гото жить в деревне. Сэй — импульсивен и несдержан, в порыве ярости он ударил директора выставки из-за критики своей новой работы. Теперь ему предстоит найти свой уникальный стиль и научиться жить иначе.

Жизнь горожанина: одиночество и утилитаризм

Всякий городской житель — одиночка, которого с окружающими людьми связывают, в первую очередь, товарно-денежные отношения. У жителя города могут быть друзья и семья, с которыми он выстроил тесные эмоциональные связи, но это не более чем исключение из общего правила. С родителями и родственниками можно однажды поссориться и перестать общаться, друзья могут уехать куда-то далеко и связь с ними оборвётся.

Жителя города окружают сотни и тысячи людей — он видит их в подъезде своего дома, на улице, в магазинах и любых других местах, которые вынужден посещать. Но эти люди для него ничего не значат, он про них ничего не знает, с ними его ничего не связывает. Те же люди, с которыми его существование связано непосредственно — не более чем инструменты для достижения целей. Продавцы, курьеры, кассиры, работники техподдержки — все они помогают удовлетворить повседневные потребности горожанина. Но с развитием технического прогресса, интернетизацией и автоматизацией повседневной деятельности на место этих людей приходят роботы и алгоритмы.

Сэй Ханда — затворник. Его отец, известный каллиграф, с самого детства начал вести его по этому пути. Вместо общения со сверстниками — каллиграфия. Вместо праздников — каллиграфия. Вместо развития социальных навыков — каллиграфия. Вполне закономерно, что выросший в подобной среде Сэй становится немым по отношению к проблемам окружающих людей. Вся его жизнь — это каллиграфия. Его цель — побеждать других каллиграфов на конкурсах. Он противостоит другим людям. Он вынужден постоянно улучшать свои навыки, чтобы побеждать и становиться всё более и более известным.

Экономическая сторона существования Сэя остаётся в тени, но по ряду ремарок его друга и работника арт-галлери Такао Кавафудзи она становится понятна. Для Такао Сэй — источник заработка, инструмент, а победы на конкурсах нужны для повышения известности и цены на каллиграфию. Смысл существования Сэя — создание товаров для определённого рынка. Он важен не как личность, а как производитель, функция. Ценность его жизни определяется стоимостью его работ. Забота о Сэе — вынужденная мера, ведь если он «сломается», то не сможет больше приносить прибыль.

Жизнь жителя деревни: со-бытие

Деревня — принципиально отличное от города образование. Пусть общинность деревни и претерпела изменения за последние 200-300 лет, но она всё так же представляет из себя замкнутое на самом себе сообщество. Жители деревни знают друг друга в лицо, регулярно общаются друг с другом и коллективно решают проблемы, касающиеся их всех.

Для Сэя жизнь в деревне становится источником нового опыта и в некоторых моментах настоящим испытанием, ведь в его личное пространство постоянно вторгаются. Для жителя города — это проявление «невоспитанности», для жителя деревни — норма жизни.

-2

Деревенские дети постоянно приходят в его дом и мешают ему работать. Соседи приносят ему еду, помогают ему в домашних делах, но при этом и сами просят его о помощи. Сэй почти никогда не остаётся один — его постоянно окружают другие люди, у которых тоже есть свои проблемы, стремления и желания.

Для этой деревни Сэй — инородное существо. Покуда жители деревни включены в экономические связи и удовлетворяют потребности других жителей (кто-то выращивает еду, кто-то продаёт товары, кто-то работает в школе или больнице), Сэй работает на город. Но даже не смотря на это, он становится частью общины, он становится важен как личность, а не только как производитель определённого товара.

Меж городом и деревней

Я ни коим образом не хочу ни демонизировать жизнь в городе, ни идеализировать жизнь в деревне.

Образование городских сообществ и образование коллективов на местах (школы, работа) — лишь одни из форм преодоления изоляционизма для горожанина, возможность для удовлетворения его потребности в социальном взаимодействии. Возможность создания сетевых сообществ по интересам — не менее важная часть современной реальности.

Времена, когда город давал возможность вырваться из пут общины, прошли, а социальная природа человека всё так же является определяющим фактором его существования.

-3

Точно так же современная сельская община оказывается несколько отличной от сельской общины прошлых веков. Школьница Тамако Араи, одна из жительниц этой деревни, боится, что её заклеймят извращенкой из-за любви к сюжетам жанра сёнен-ай. Но она всё равно продолжает читать о нежной любви юношей, а в свободное время и вовсе рисует подобную мангу. На неё давит страх оказаться «не такой, как все». Но у неё всё равно остаётся поле для манёвра.

В случае с аниме Barakamon жизнь в деревне оказывается для главного героя именно той возможностью обрести друзей и людей, которые искренне готовы заботится о нём, принимать его, в которой он нуждается. Его же задачей становится принять их и научиться мириться с их личностными особенностями, принять отличия как данность и всецело осознать принцип со-бытия. Лишь постоянное тесное общение, от которого он не может никуда скрыться, помогает ему найти человека в другом человека.

Текст написан при поддержке подписчиков нашей страницы Patreon.