Успешность Рима в покорении своих врагов и создании огромной империи в глазах большинства объясняется военными традициями, оружием и непрерывной военной практикой. Но военная история Рима не состоит из сплошной череды побед — напротив, зачастую Вечный Город побеждал, находясь на краю гибели. Фактором подобных побед служило одно – способность Рима материально обеспечивать своих солдат. Историк Полибий, что жил в период пика могущества римской армии, отмечал: «Преимущество римлян всегда заключалось в наличии неисчерпаемой провизии и новобранцев». Так работала римская машина, так она одерживала победы. И сегодня мы взглянем на её работу подробнее.
Римляне всегда признавали важность снабжения и использовали его как стратегическое и тактическое оружие, а необходимость подобного использования влияла и часто определяла решения римских командующих на войне. Плутарх даже упоминает военный сленговый термин для такой тактики: «удар в живот». А вот что говорит Цезарь об использовании логистики в военной стратегии: «Я придерживаюсь той же тактики по отношению к врагу, что и многие врачи, имеющие дело с физическими недугами, а именно: побеждаю врага голодом, а не железом». Знаменитый полководец имел в виду, конечно, обеспечение провизией, коего лишены были его враги. Вот он, ключ к доминированию в стратегии.
Командиры всегда уделяли пристальное внимание как сбору армий, так и их материальной подготовке. Тщательно продуманные меры производили сильное впечатление, и источники упоминают о таком планировании довольно часто, причем как в республиканский, так и в имперский периоды. «…Зерно, стрелы и другое военное снаряжение лежало в невиданном доселе количестве» - пишет Полибий. Разумеется, иногда действия полководцев требовали спешки или импровизации, но даже без тщательного планирования опыт римских чиновников делал свое дело. Припасы и деньги всегда вовремя достигали армии.
Не меньшим фактором успеха являлась и безопасность поставок. Обеспечение их сохранности было важной обязанностью командующего, и такая мера предосторожности играла только на руку. К примеру, флот Гая Дуилия, одержавший первую морскую победу над Карфагенянами в 260 году до н.э., изначально должен был лишь охранять линии снабжения.
Резервы доходили до армии всеми возможными способами: по морям, по рекам, по суше, ибо были жизненно важны. Наибольшее применение водные артерии получили, когда Рим завладел Средиземным морем. Атаки на морские поставки были привычным элементом войн поздней республики. В целях охраны римляне собирали оперативные группы кораблей для перехвата - tutandis commeatibus. Их полезность заключалась еще и в том, что во время мира они могли применяться для сопровождения торговых судов. Таким образом государство всегда сохраняло прибыль и было готово немедленно перегруппироваться для ведения войны.
Несмотря на кажущуюся опасной открытость, поставки, перевозимые морем, находились в большей безопасности, чем те, что шли сушей. Даже если сражения было не миновать, флот всегда мог сложить припасы на берег, дабы они ни в коем случае не достались противнику.
Что же касается суши, то армия конвоировала необходимые припасы, доставляемые в гарнизоны, даже в мирное время, хотя и в ограниченных масштабах. Так, во время Иудейского восстания колонну с зерном и оружием охраняла целая центурия (сотня). В военное время масштаб отрядов предусмотрительные римляне увеличивали, ведь идущие туда-обратно товары – сладкая нажива для врагов Империи. Но размер эскорта не был единственным фактором для успешной обороны: не меньшую роль играли дисциплина и строй. Идущий отряд всегда шел кордоном, держа плотную цепь вокруг обозов.
Всё вышеперечисленное не имело бы значения, если бы римские полководцы твердо не знали одного: чтобы наладить линии снабжения, нужно закрепиться между тактической и оперативной базами. Вот почему император Веспасиан в свое время не бросился на мятежный Иерусалим, пока не покорил каждую крепость вдоль Севера Палестины. Более того, чтобы наладить безостановочную поставку, вдоль пути устанавливались укрепленные склады — кастеллы, — каждый из которых имел свой гарнизон.
Хотя такие меры предосторожности и не были лишними, но опасность разграбления припасов на суше всегда оставалась низкой. В отсутствие взрывчатых веществ в древности засадной стороне приходилось полагаться на превосходящее число, чтобы сокрушить конвой. И даже если бы противник знал вероятный маршрут, точное время его движения сложно было угадать. Нападавшим пришлось бы выделять для диверсии большой отряд, который в свою очередь сам становился уязвимой мишенью для внезапного нападения.
Читателю может показаться, что такая тактика почти неуязвима, но была в ней и серьезная брешь. Легионы при продвижении имели тенденцию оставлять позади худшие свои части. Зачастую именно раненных, бестолковых и «лишних» - ceteri, оставляли на гарнизонную службу. В республиканский период римляне иногда использовали своих наименее надежных союзников для защиты линий снабжения - как можно догадаться, зачастую с плачевным исходом.
Ярким пример исключительной вредности такого подхода снова служит эпизод из Пунических войн. В 218 году до н.э. некий Дасий из Брундизия продал вверенную ему крепость, где хранились запасы зерна для армии, Ганнибалу за каких-то 400 золотых монет. Взятие города не просто лишило легионы еды, но и избавило карфагенян от значительных трудностей с поставками. И таких эксцессов Рим пережил немало.
Разумеется, всякая система безопасности может давать сбои и иметь слабые стороны. Но мы не можем отказать римлянам в одном – её проработанности и скрупулёзности в следовании установленным правилам. Дисциплина и организованность позволили армиям Вечного Города обеспечить себе преимущество там, где любой другой был ограничен – топливо войны, провизия, оружие и резервы поступали в легионы стабильно и без задержек.
Залог победы всегда куется в тылу. И пусть эти методы были не идеальны, но они реформировались, и именно Рим в свое время заложил идею порядка - логистики, без которой любая современная война станет лишь кровавой вакханалией.
Автор – Эдуард Комнин