Среди многих адептов этого древнего учения существует ошибочное мнение о том, что настоящий йог умеет постоянно находиться вне времени. И тем самым йогин избавляет себя от многих тягот и страданий, которые время от времени прописывает нам окружающая действительность. На самом деле понятие времени у проповедников йоги, заимствованное в буддизме, представляет собой любопытнейшую концепцию.
Так, например, йоги-буддисты считают, что причины и следствия вовсе необязательно должны следовать друг за другом. Более того, иногда причина может располагаться в условном будущем, а следствие уже в настоящем, которое также условно. Время в этом случае не разделяется на привычные три категории – прошлое, настоящее и будущее, а как бы перемешивается в неоднородный коктейль, который разрушает привычные скрепы обычных представлений о мироздании.
Интересный факт - даже в современной теории вероятности, признаваемой достаточно строгой наукой, рассматриваются явления, зависящие от событий, которые должны наступить в будущем. Такая обратная зависимость совпадает с буддистским восприятием времени, утверждающим, что самая бесспорная пара причины и следствия «рождение-смерть» работает и в обратном направлении. То есть, умирая, мы рождаемся снова и так до бесконечности, покуда просветлённое сознание не позволит вырваться из карусели земных страданий в нирвану.
Основополагающим понятием йогического времени является Калачакра ( Колесо времени) – это уникальное учение тибетских монахов, некоторые из которых даже научились управлять этим вечным круговоротом событий. Понятно, что проверить такие способности не представляется возможным. Тем не менее, главный постулат Калачакры, гласящий о том, что время также искривлено, как и пространство в настоящее время не отрицается квантовой механикой и теориями о «чёрных дырах». То есть линейное движение времени – это очередное ошибочное впечатление о мироздании, называемое в учении йогов «авидья».
Самым ярким и доступным пониманию образом йогического времени и переплетения причинно-следственных связей является известная поговорка: «Сиди спокойно на берегу реки, и рано или поздно мимо тебя проплывёт труп твоего врага». В этом случае имеется в виду не реальный враг, а невозможное с точки зрения обычной логики событие. Всё это очень сложно воспринимается неподготовленным сознанием, которое при активных медитациях подвергается угрозе сильного психического расстройства!