В Москве побывала тётя Люся. Я встретил её на Рижском вокзале. И вот мы уже под землей. Естественно, гостья российской столицы начала расспрашивать меня насчёт метро. Тут я основательно подготовился. Ведь ваш покорный слуга постоянно мотается по делам именно на Московском метро. И не я один: согласно статистике, каждый день подземка российской столицы перевозит порядка 9 миллионов человек.
А ещё я рассказал тёте Люсе, что в часы пик интервалы движения между поездами сокращаются до 90 секунд, а то и меньше. Это, как сообщают, абсолютный мировой рекорд. В общем, не успел выйти из одного состава и перевести дух, как тут же открываются двери другого. Общая протяжённость путей Московского метрополитена составляет свыше 380 километров.
Дотошными поклонниками была даже подсчитана общая протяженность лестничного полотна эскалаторов на всех станциях (их самих более двухсот двадцати) – свыше 65 км. Самый длинный, 126-метровый эскалатор, расположен на самой глубокой станции «Парк Победы»: до поверхности аж 84 метра. Перепад атмосферного давления составляет 6 миллиметров ртутного столба. Когда поднимаешься наверх, то это сразу чувствуется.
Как грибы после дождя
А ближе всех к земле находится станция «Печатники» - она на глубине всего 5 метров. Конечно, здесь никаких особых перепадов давление не замечаешь. Между тем, постоянно строятся всё новые и новые станции, которые неожиданно открываются то тут, то там, словно грибы после дождя. А ещё то и дело появляются необычные тематические поезда. Самое приятное, что ты даже не знаешь, какой поезд сейчас подъедет.
Дед Мороз дал отмашку
Внимание Тёти Люсю как раз привлекли такие расписные вагоны. Она с удивлением их рассматривала. Первым нам попался состав, посвящённый акции "Активный гражданин". Со стен на нас смотрели лица, которые излучали невероятный оптимизм. А вот перед Новым годом начал курсировать состав, который украсили еловыми ветвями, снежинками и снегирями.
Понятное дело, он был посвящён самому любимому в году празднику. Я поведал гостье Москвы, что до сих пор вспоминаю свои ощущения, когда на нём прокатился. Причём праздничную железнодорожную «гусеницу» на кольцевой станции "Комсомольская" запустили вместе начальник Московской метрополитена и Дед Мороз из Великого Устюга.
В яркие костюмы были одеты и машинисты. Названия станций, а также традиционные объявления, в частности, делали популярные эстрадные артисты Лолита Милявская и Валерий Сюткин. Как известно, пёстрый новогодний состав курсировал вплоть до 15 января, захватив и Старый новый год.
Кто бы первым
А самый первый тематический поезд «Народный ополченец» начал курсировать под Москвой ещё в 1989 году. Получается, ровно 30 лет назад. Примечательно, что этот состав и поныне ходит по Замоскворецкой линии.
Он посвящён подвигу народного ополчения, участники которого отличились в боях под Москвой. Внутри каждого вагона наклеены исторические плакаты с тематическими материалами о самых трудных месяцах Великой Отечественной войны.
С георгиевскими ленточками
8 мая 2003 года на Сокольнической линии, к 60-летию Курской битвы, появился одноимённый тематический поезд. В этом сражении принимал участие и бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на пожертвования работников подземки.
В начале июля 1943 года бронированный состав участвовал в тяжелейших оборонительных боях и, увы, был полностью уничтожен врагом. К вагонах прикреплены металлические таблички с георгиевскими ленточками, а внутри размещена памятная информация.
В честь исторического Парада Победы
А в 2016 году на той же Сокольнической линии появился ещё один военный тематический поезд "Великие полководцы". Его запуск был приурочен к 75-летию знаменитого исторического парада 24 июня 1941 года на Красной площади.
Пассажиров словно лично встречают Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков, Александр Невский, Дмитрий Донской, Константин Рокоссовский, Павел Нахимов, Федор Ушаков и другие именитые военноначальники. Получается, каждый день можно заходить в другой вагон, чтобы познакомиться с очередной порцией фактов.
Кадры из фильмов
Помимо биографических жизнеописаний, можно увидеть кадры из любимых фильмов о великих личностях. Кроме того, расклеены афиши кинолент "Гусарская баллада", "Война и мир", "Битва за Москву", "Александр Невский", "Сталинград" и многих других.
Примечательно, что в торжественной церемонии пуска этого 18-го тематического состава метро Первопрестольной принял участие Константин Рокоссовский - внук прославленного Маршала Советского Союза, который командовал Парадом Победы на Красной площади в Москве.
Ретро-состав
Большой интерес вызвал и ретропоезд «Сокольники», который запустили 15 мая 2010 года - в день 75-летия самого Московского метрополитена. Этот состав старейшей, Сокольнической, линии полностью стилизован под характерный поезд, перевозивший самых первых пассажиров в 1935 году. Ретро-вагоны окрашены в характерные довоенные цвета: песочно-жёлтый верх и светло-коричневый низ. Полностью воссоздан интерьер времен начала подземки.
Немало составов посвящено киноискусству: "Герои на все времена", "Кино Победы", "Легенды кино" и "Союзмультфильм". Яркий тематический поезд, оформленный кадрами из лучших советских мультипликационных фильмов, появился в конце одного из летних сезонов. «Союзмультфильм» как раз отмечал тогда свой 80-летний юбилей.
Вне всякого сомнения, этот поезд, курсирующий по Серпуховско-Тимирязевской линии, стал одним из самых эффектных. Естественно, в полном восторге были и дети, и взрослые. Да и кто из нас не был ребёнком! Все мы выросли на трогательных произведениях отечественных авторов.
Один из вагонов полностью посвящен режиссеру Борису Дежкину и его замечательным рисованным картинам: «Чиполлино», «Матч-реванш», «Шайбу! Шайбу!».
В других вагонах можно увидеть изображения героев из таких культовых мультиков, как «Ежик в тумане», «Жил-был пёс», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Винни Пуха», «Чебурашка» и многих других. Все эти мультики давно уже стали классикой, на которой сегодня воспитываются очередные поколения самых маленьких зрителей.
Оказалось, нелёгкая подготовка «мультипликационного» тематического состава заняла более четырех месяцев. К знаменательному событию приурочили и выпуск специального тиража проездных билетов, украшенных кадрами из мультфильмов «Винни-Пух» и «Ежик в тумане». Тираж каждого вида составил 300 тысяч экземпляров. С годами эти талончики наверняка станут большой антикварной ценностью.
От Лермонтова до Есенина
Ещё я рассказал тёте Люсе о двух литературных тематических поездах с говорящими названиями "Читающая Москва" и "Поэзия в метро". Первый состав оформлен в библиотечно-литературной стилистике: на фоне полок с томами и рукописями размещены знаковые отрывки из книг и бессмертные цитаты классиков.
Отрадно, что пассажиры получили возможность бесплатно скачивать электронные издания. Именной поезд «Поэзия в метро» курсирует по Арбатско-Покровской линии. Он был запущен ещё в 2010 году. С тех пор тематика экспозиции не раз менялась. Едущую публику знакомили с творчеством Михаила Лермонтова, Владимира Маяковского, Сергея Есенина и других великих русских поэтов.
Искусство в массы
Немалый интерес вызвала и передвижная галерея «Акварель» с репродукциями картин известных живописцев на борту. Вот такой музей на железных колесах. Что весьма удобно: не надо стоят в очередях в обычные "стационарные" музеи.
А ещё, помнится, невероятный ажиотаж поднялся вокруг акции «Портрет в метро». Принять в ней участие изъявили желание тысячи и тысячи москвичей и гостей российской столицы. В итоге было отобрано около 200 счастливчиков, чьи портреты и пожелания было решено разместить в вагонах. Вот такой получился у меня тематический рассказ...
Фото автора, из архива.
ПС. читайте другие материалы в тему:
Парад трамваем в Москве вызвал большой интерес
Журналист-трезвенник едва не потерял в Московском метро чемодан с армянским коньяком
В Музее железнодорожного транспорта
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/v-muzee-jeleznodorojnogo-transporta-5cd3f6f7bd085200b36d3893
В Москве представили старинную конку
По ту сторону подземных дворцов
Многие популярные фильмы снимали в Московском метро
NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart, ставьте, пожалуйста, лайки, смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!