Почему в оригинальное название “Brightburn” добавили ещё одно слово гори, одному богу известно. Собственно вопрос к переводу названия фильма “Начало” (в оригинале - Inception) или “Области тьмы” (в оригинале - Limitless) ровно тот же, но это уже к переводчикам и людям которые покупают права на адаптацию в России.
Синопсис фильма не оригинален, но показывает известную историю совершенно с другой стороны. На землю приземляется инопланетный корабль, корабль приземляется возле фермы на юге США, ферма принадлежит молодой паре, которая никак не могла завести ребёнка, а в корабле ребёнок, какое чудо, небеса услышали нас. Надеюсь, все узнали историю появления иконы американских комиксов - Супермена. Но дальше история идёт совершенно другим путём.
DC уже показывали, что стало бы, если бы Супермен был злым и творил несправедливость. Но в этой серии комиксов, Супермен вырос здоровым, с нормальной психикой, и уже во взрослом возрасте в связи с убийством его жены и ребёнка, он решает устроить диктатуру.
Но в этом фильме, другая история, которая показывает, что изначально инопланетный ребенок, у которого есть суперспособности (суперсила, суперинтеллект, полет, лазерный взгляд и т.д.), может быть запрограммирован на уничтожение, и изначально его задача - захватить землю. Не смотря на всю любовь и прекрасное воспитание в духе фермерских традиций американского юга (его любили, уделяли время, воспитывали и обучали) он слышит зов корабля и заложенная в нем программа уничтожения запускается. Никакой богоизбранности, вселенских миссий по спасению человечества и другой чепухи, только конкретные ужасы и трагедии конкретных людей.
Фильм отличный, он приятно снят, хорошие, хоть и неизвестные актеры (это, кстати, даже плюс, что актеров известных нет - нет заранее заложенного ожидания от актера). Режиссер фильма - Дэвид Яровески, он играл второстепенную роль в “Стражах галактики” и снял фильм “Рой” (я этот фильм не смотрел), сценарий фильма написал Брайан Ганн (родной брат режиссера “Стражей галактики” Джеймса Ганна).
Соль фильма в том, как показан этот альтернативный взгляд на людей с суперспособностями. История Супермене - это история становления нормального, психологически здорового человека, который вырос в полноценной семье и делает все поступки в соответствии с культурой и традициями в которых он вырос, он не выбивается из некой христианской морали, он действует в строгом соответствии с тезисом: “Помоги ближнему своему” и вообще, все заповеди в присутствуют в его поведении и поступках. Здесь же, несмотря на все усилия земных родителей инопланетный ребенок становится тем, кем должен стать. В фильме не рассказывается откуда он, что это за раса, с какой он планеты (только небольшим отрывком показывается, что он появился в 2006 году в парад планет и массивный звездопад).
В фильме огромное количество крови, сцен насилия, которые показаны со всем смаком, местами он реально жуткий и вызывает отторжение, присутствуют элементы хоррора и скримеры, отличный саундтрек, который не бьет по ушам, а дополняет картинку показанную оператором. Фильм загоняет тебя в абсолютно криповое ощущение того, что 12-летний ребёнок со способностями Супермена может уничтожать города, а потом с абсолютно невинным видом без зазрения совести врать спасателям и армии, что я единственный выживший, а все погибли и мне так страшно, дяденька.
В комиксах главный герой должен пройти сюжетную арку, чтобы автор мог показать цепочку событий и действий, иногда зависящих (например, моральный выбор), а иногда и не зависящих от главного героя (например, убийство дяди Бэна в комиксах о Человеке-пауке). По результатам пройденной акри герой становится таким каким мы его видим сейчас - героем. Пока мы читаем/смотрим арку мы должны пропитаться эмпатией к герою и его действиям, мы понимаем чем и как эти действия мотивированы. У главного героя фильма “Гори, гори ясно” (или злодея, как Вам удобней) тоже есть сюжетная арка, в ней показано, как общество среднестатистических американцев юга США не понимает и не хотят принимать непонятно откуда появившегося приемного сына, который по стечению обстоятельств становиться предметом насмешек в школе среди его одноклассников. Естественная реакция 12-летнего ребенка на такие насмешки - защита, т.е. проявление агрессии, чтобы никто не покушался на его личность и социальный статус, но тут штука в том, что неконтролируемая агрессия у сверхсильного существа (не могу назвать его человеком) очень сильно травмирует окружающих, добавите к этому отсутствие морали, переживаний по поводу нанесенного вреда и раскаяния и получите идеальную машину для убийства.
Кстати, Супермен, если я не ошибаюсь, единственный герой, у которого нет арки, он сразу за добро и поступает как добрый христианин в строгом соответствии с устоями среднего запада без всяких убитых родителей, дядь, тёть, троюродных деверей и падчериц, на его глазах всё детство не совершалась никакая несправедливость. Он среднестатистический житель среднего запада - такая карикатура на американца с суперспособностями, обычный сын фермеров из захолустья. Хотя в первоначальных вариантах начала 40-х годов он мог убивать гангстеров, потом ему прописали кодекс, запретили убивать людей (Не убей) и с каждым десятилетием все больше делали из него эталон нравственности, чистоты и справедливости, превратив в карикатуру на закон, самосуд, добро и справедливость, настолько вычурную, что противно.
Фильм "Гори, гори ясно" крайне годный, дичайше рекомендую посмотреть, фильм на один раз, пересмотрев его Вы вряд-ли почерпнете что-то новое и скрытое от первого взгляда на ленту, как это есть у Тарантино или Линча. Только, если у Вас крайняя непереносимость к крови и сценам насилия - не ходите на это кино.