Логопедические упражнения можно найти в любом учебнике, и все они полезны.
Но коль скоро в разгаре каникулы, подумаем, как обыграть артикуляционную гимнастику так, чтобы делать ее между прочим, наслаждаясь отдыхом.
Что должно быть натренировано для четкой, внятной речи?
Разумеется, в говорении участвует КАЖДАЯ МЫШЦА РТА и даже всего ЛИЦА, но сосредоточимся пока на ведущих.
1. КРУГОВАЯ МЫШЦА РТА (ТО, ЧТО ОКРУЖАЕТ ГУБЫ) 😮
Такие упражнения – база для быстрой смены артикуляционных поз и основа дифференциации гласных звуков (а это очень важно, в т.ч. для грамотного письма в будущем).
🔹 «Забор» - «Трубочка»
Традиционный и весьма эффективный комплекс.
😀 «Забор» - растянутые в «американской» улыбке губы.
Зубы должно быть видно и верхние, и нижние. Хорошо, если между зубами удается еще удерживать щель 1-2 мм (это усиливает эффект).
😚 «Трубочка» - губы вытянуты вперед и при этом плотно сжаты.
Изображаем, например, рыбку («Трубочка») и злую собаку («Забор»). После того как получилось выполнить по отдельности, нужно эти позы чередовать.
😜 А чтобы было веселее, и малыш не заподозрил неладное, можно гудеть как сирена: «Ииии-уууу! Ииии-уууу!». Утрировано и с юмором делаем сами – малышу нравится повторять. И не забывайте нахваливать малыша, как здорово у него получается.
🔹 Пьем через трубочку (теплые напитки и прохладные) 🍹.
🔹 Булькаем через трубочку. Чтобы было интереснее, можно в воду капнуть детского геля для душа. 🙃
🔹 Надуваем мыльные пузыри, неплотные воздушные шарики 🎈.
2. КОНЧИК ЯЗЫКА 😝
Эта часть языка должна уметь превращаться в иголочку и быть широкой, как лопатка. Поэтому.
🔹 Дотягиваемся языком до носа и до подбородка. Сразу скажу, что немногие люди способны в самом деле дотянуться до носа, не усердствуйте чрезмерно.
🔹 Облизываем верхнюю губу посередине (тонким язычком) и целиком (широким). Самое простое – мазать губу чем-нибудь сладким в нужных местах.😋
🔹 Считаем языком ребрышки у печенюшек, просовываем язык в дырочку сушки, облизываем мороженное, вылизываем тарелку – в общем, фантазируйте! 🍦🍭🍬🍹...
3. СПИНКА ЯЗЫКА (поверхность, серединка)
В русском языке нет «боковых» звуков. Воздух всегда проходит по середине языка. Значит ребенок должен хорошо чувствовать, где эта середина находится.
🔹 Проводим малышу вдоль по середине языка ложечкой, палочкой от съеденного мороженного, коктейльной палочкой, а еще лучше – палочкой корицы, гвоздичным зернышком, апельсиновой корочкой (ароматные, фактурные предметы оставляют более запоминающийся след и вообще приятнее). Сначала с открытыми глазами, потом ребенок глаза закрывает 🍊.
🔹 Удерживаем на серединке языка витаминку, маленькую конфетку (лучше плоскую, чтобы не подавиться) 🍬.
🔹 Чистим зубки языком изнутри снизу и сверху 😬.
🔹Дуем через длинный язычок на одуванчики, листья, перышко и т.п. 🍂
4. ЩЕКИ
Это не очень бросается в глаза, но щеки активно участвуют в процессе говорения, создают нужное напряжение артикуляционной позы, удерживают слюну. Так что, уделим им внимание.
🔹 Надуваем щеки и хлопаем ладошками по ним. Ни один ребенок не откажется от такой игры с родителями 🤗.
🔹 Втягиваем щеки, как рыбка 🐠.
🔹 Языком изнутри ищем, где пальчик дотронулся до щеки снаружи (язык упирается в щеку - получается бугорок)😉.
🔹 Набираем в рот воду и пускаем фонтанчики 🐳.
🔹 Катаем карамельку, орешек из-за одной щеки в другую.
5. НЕБНАЯ ЗАНАВЕСКА (она же мягкое нёбо – над основанием языка)
Совсем незаметный снаружи орган, однако качество речевого выдоха, чистота и сила звука зависят во многом именно от него.
🔹 Цокаем, как лошадка задней частью языка🐎.
🔹 Кашляем, «как старички» .
🔹 Зеваем (если изображать зевок, действительно захочется зевнуть).
🔹 Полощем горло, булькаем (разумеется, чем больше в этом процессе озорства и баловства, тем вернее ребенку захочется повторить).
🔹 «Катаемся на лифте»: тянем звук (допустим, А), переходя от максимально низкой к предельно высокой ноте. Потом – сверху вниз. Можно помогать движением руки, катать любимую игрушку и т.д. Обычная распевка вокалистов – весьма полезна всем.
И ОБЩИЕ СОВЕТЫ 😉:
🔹 Лучший артикуляционный тренажер – вареное мясо! Если ваш ребенок соглашается его жевать – прекрасно. Если это не ваш продукт по каким-то причинам, подойдет другая сопоставимая по свойствам пища.
🔹 Вообще с 1 года (если хотя бы 6 зубов у ребенка уже есть) для развития артикуляционных мышц нужна пища кусочками. Не бойтесь панически, что малыш подавится – откашливание тоже нужное упражнение.
🔹 Малыш строит рожицы и высовывает язык, никого не дразня и не обижая, – не останавливайте его, потому что «это некрасиво». Дети сами себе тренеры: настойчиво повторяют действия, которые им необходимы для развития.
🔹 Ну, и еще раз: чем больше вы будете дурачиться и обезьянничать, тем меньше дети вас заподозрят в желании обучить и исправить. А это залог успеха.
Ольга Пилюгина,
логопед-дефектолог, филолог, монтессори-педагог 3-6,
"Книжный шкаф детям"
.
Рекомендуем к прочтению:
✓ Маленький секрет, который сводит на нет все детские истерики. Учим читать без слёз
✓ Ребёнок учится считать? Тогда эта книга просто находка. «Минус и большой мир»
Не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ!
Наши группы в соцсeтях:
вКонтакте
YouTube