Найти тему
Игорь Боженов

Феномен польской музыки

Таким громким названием, без преувеличения, можно поприветствовать героя следующей статьи - группу Batushka, польского музыканта Христофора Драбиковского. Символично, как тематика группы сплетается с греческим именем основателя и его изначальным значением в рамках традиции - Несущий Христа.

Христа ли несет "Batushka", и почему я, крещенный в православной традиции человек, считаю этот феномен культуры крайне достойным внимания?

Первое - музыка. Альбом «Litourgiya» , вышедший в 2015 году, без преувеличения, порвал музыкальный шаблон у многих поклонников жанра, а у поборников нравственности вызвал ужас одним своим названием. Срывающийся, скрежещущий вокал Бартоломея Крысюка, на данный момент вышедшего из состава группы, и недавно закончившего спор с Христофором за название и "бренд", произносящий тексты ектений и богослужебные правила - это было нечто!!!

После запретов тура "Behemoth", коллег по цеху для "батюшек", я думал, что нечто подобное стараниями околоцерковных "цензоров" никогда не пройдет на наш рынок. Но, по счастью, прошло.

Чем же уникален "Batushka"? Звучанием? Безусловно. Еще никогда, даже с легкой руки лидеров и композиторов Dimmu Borgir, блэк-метал не сплетался так близко с жанрами, стоящими "по другую сторону баррикад". И сложно представить более противопоставленные музыкальные традиции, чем церковный распев и блэк-металлический бласт-бит. Но это не все.

Крайне любопытен посыл группы, о котором я упоминал в начале статьи.

Ни для кого ни секрет, что католическая церковь давно потеряла былой авторитет среди молодежи, ослабила потенциал проповедничества среди тех слоев общества, которые она сама считает потерянными, и так далее. Можно вспомнить их "порицание", когда лидер "Behemoth", Nergal, заболел раком. Потому, с философской точки зрения, можно предположить, что по мнению членов группы "Batushka", аллегория перевернутой культуры нынешнего мира заключается в том, что говорят о Христе, пусть и не всегда лестно, представители тех течений и субкультур, о которых предпочли забыть в официальной церкви. Вспоминается евангельская фраза: "Когда Господь наш Иисус Христос входил в Иерусалим, народ устилал путь Его пальмовыми ветвями и своими одеждами, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову!»? Фарисеи, исполненные зависти, потребовали от учеников: «Скажите им — пусть замолчат!». На что Иисус ответил им вместо учеников: «Если они замолчат — камни возопиют» (Лк. 19, 40)".

Пусть Д. Энтео и остальные хотят, чтобы давление возымело действие, и думают, что запретом можно добиться послушания, воспринимая взрослых и зачастую самодостаточных людей за неразумных детей. Камни будут продолжать говорить о Боге, пусть и не всегда клерикальным языком.