Большинство мировых музеев и галерей начинались как кунсткамеры или частные коллекции князей и королей. Но что толкало их создавать эти коллекции картин, сшитых русалок, древних черепков и тратить на них целое состояние?
Представьте мир без телевизора, смартфона и интернета. Как и чем вы будете развлекать ваших гостей после ужина? Кунсткамеры были призваны оживить вечеринки, устраиваемые во время итальянского Ренессанса. Они могли быть размером с небольшой шкаф (cabinet анг. – шкаф/кабинет/комната) или даже занимать несколько комнат. На полках или стенах выставлялись диковинные предметы и древние артефакты, полученные во время долгих путешествий в далекие страны. Каждый предмет - захватывающая история, иногда не совсем правдивая. Коллекция предметов становилась материальным подтверждением интеллекта, эрудиции, богатства и вкуса его хозяина. Однако зачастую хозяева покупали их на рынках Флоренции и Рима, а не собирали в опасных поездках. Так, «русалки» просто сшивались из туловища обезьяны и хвоста рыбы и были скорее произведением искусства нежили реальным животным. В конечном счете все это не имело смысла. Ведь комнаты были и плодом воображения, собственным миром владельца коллекции и не претендовали на научность.
Британский музей, Эрмитаж, Лувр и многие другие великие музеи берут свое начало в коллекциях князей и королей эпохи возрождения. Коллекционирование предметов искусства было давней традицией среди богатых и власть имущих и, зачастую, были открыты для посещения, выступая в качестве подтверждения их социального статуса. Однако о какой-либо систематизации и научности не было и речи. Коллекция отражала вкус владельца. Он же отвечал и за ее интерпретацию. Но в 18 веке многое изменилось. Развивающаяся наука начала придавать смысл и структуру окружающему миру, включая и мир коллекционера. Не зря Ремпс изобразил череп на самой верхней полке шкафа – это стремление понять жизнь, изучить ее, но и понимание того, что жизнь все равно закончится и смерть все заберет.
На картине Франса Франкена изображена другая комната редкостей. Она показывает, что человек стремился познать мир вокруг себя, считая его целостным. Тогда еще не было разделения между искусством, наукой, природой и др., поэтому на картине одно плавно переходит в другое. Ракушки и акульи зубы в древнегреческие монеты, а те в полотна и статуэтки. Здесь же поднимались вопросы о мимолетности жизни, неуловимости времени и неизбежности смерти.
По ходу роста личных коллекций или фондов первых музеев, возникла необходимость более четкого разделения природы и человека. Это помогло показать ту огромную дистанцию между ними, как рациональными творческими существами и кажущейся иррациональностью мира природы. Современные музеи это мир порядка и четкой структуры, где каждая вещь знает свое место. Но не стоит забывать, что все это появилось благодаря романтикам и мечтателями, которые хотели создать свой собственный мир (пусть даже и в шкафу).
Вы сможете найти больше на нашем сайте интернет-магазина картин.