Детей во всем мире повсеместно начали обучать программированию.
Родители и педагоги предполагают, что именно навыки компьютерного кодирования будут самыми востребованными через десяток лет, когда наши дети вырастут и станут взрослыми.
Это логичная, но несколько ошибочная идея.
Во-первых, уже есть компьютеры, которые могут кодировать сами. Код, который пишет код.
Несомненно, что человечеству в будущем все еще понадобятся высококвалифицированные программисты супер уровня, но сомнительно, что их надо будет в таком количестве).
Во-вторых, учить людей мыслить логически, как машины, совершено нелогично. Учитывая, что компьютеры способны в один прекрасный день заменить людей там, где нужна логика и алгоритм.
Мы должны делать диаметрально противоположное. Мы должны учить людей вести себя совершенно не так, как компьютеры. Машины хороши в решении задач, но не особенно хороши в изобретении чего-то нового.
Даже у самого умного компьютера всегда будут проблемы с эмоциональным интеллектом)
В 1983 году социолог Арли Хохшильд изобрел термин «эмоциональный труд» для описания работы, требующей высокого уровня эмоционального интеллекта. Например, экипаж авиакомпании знает, как бороться с нервными или подрывными пассажирами. В 2015 году исследование Дэвида Деминга, экономиста в области образования в Гарварде, обнаружило, что почти все новые рабочие места, созданные в США с 1980 по 2012 год, требуют относительно высоких социальных навыков.
ИИ и машинное обучение превратятся в более рутинную, повторяющуюся и логичную работу, которую раньше выполняли люди. Но человеческая работа продвинется дальше в области, которые требуют сочувствия и, возможно, некоторого воображения, вдохновения и убеждения.
Любую работу, которая включает в себя заботу о людях, заставляет людей доверять вам или убеждает людей делать определенные вещи, которым они обычно сопротивляются, будет трудно автоматизировать. Например, врачи, учителя, сотрудники правоохранительных органов и ведущие юристы могут немного расслабиться.
Тем не менее, мы сами не сильно уважаем такого рода работу. Забота, как правило, недооценивается и недоплачивается в развитых обществах. Медсестры, работники по уходу за детьми и пожилые люди часто зарабатывают очень мало. Действительно, большая часть эмоциональной работы, выполняемой в обществе, делается бесплатно, часто женщинами, и даже не считается настоящей работой. Она также не учитывается в ВВП.
Мы находимся на пороге появления машин, которые будут создавать впечатление сочувствия. Аффективные компьютеры оценивают эмоциональное состояние пользователя с помощью биологической обратной связи и корректируют себя соответствующим образом. Это может сработать, до определенного момента, но эти машины, безусловно, будут испытывать недостаток нюансов или глубокого понимания человеческой природы.
Только человек может действительно понять, как может чувствовать себя другой человек, на глубоком уровне.
Это все предлагает огромные экономические возможности. Во-первых, мы должны начать осознавать истинную ценность эмоциональной работы для экономики и общества. Во-вторых, мы должны переориентировать наши системы образования с обучения тому, что умные машины уже способны (IQ), на то, на что они не способны (EQ).
Сочувствие было бы первым в этом списке, хотя изобретение и вдохновение не будут далеко позади. Педагоги и работодатели должны уделять меньше внимания механическому обучению, кратковременной памяти и успешной сдаче экзаменов, а также уделять больше времени размышлениям о том, как расширить личность, убеждение, сострадание и моральный характер.