В молодости цыганка нагадала Андрею Миронову, что если он не будет беречь себя, не перестанет работать на износ, он уйдёт рано.
Однако актёр активно снимался в кино, играл в театре. Такая работа стала причиной кончины Андрея Миронова.
Уже в конце 70-х годов актёр чувствовал серьёзное недомогание. Во время гастролей театра Сатиры в Ташкенте в 1978 году у Миронова случилось кровоизлияние. Ему вовремя оказали медицинскую помощь. Он выжил.
С диагнозом менингит Миронов на время забыл о театре.
Несмотря на предупреждения врачей, спустя два месяца актёр уже стоял на сцене. Зрители оценили поступок артиста – сцену усыпали цветами. Хотя найти их в начале зимы было очень сложно.
В 80-е годы здоровье ухудшилось. Тело Миронова покрылось фурункулами, приносящими огромную боль. А он выходил на сцену, не представляя жизнь без театра и кино.
За несколько недель до кончины актёра ушёл из жизни его близкий друг Анатолий Папанов. У могилы Папанова Миронов как заговорённый повторял, что не хочет больше играть один, чтобы Папанов забрал его с собой.
До гастролей в Риге актёр консультировался у одного из лучших нейрохирургов СССР. Профессор Коновалов выявил у него аневризму головного мозга. Требовалась срочная операция, иначе он мог умереть. Однако Миронов боялся остаться без театра, поэтому решил улететь в Ригу вместе с Театром Сатиры. Так он совершил роковой поступок.
14 августа 1987 года на сцене Рижского театра оперы и балета Миронов играл в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» главную роль. Он не доиграл финальную сцену и не произнёс последний монолог – ему резко стало плохо. Его едва спас от падения Ширвиндт.
«Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он её разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне...»
Это были последние слова Фигаро, которые Миронов произнёс на сцене. Фигаро отступил назад, оперся рукой о витой узор беседки и постепенно стал слабеть. Граф бросился к сопернику, обнял его и под щемящую тишину зрительного зала, удивленного такой трактовкой этой сцены, унёс Фигаро за кулисы, успев крикнуть: «Занавес!»
«Шура, голова болит», — это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене театра оперы и балета в Риге и в жизни вообще.
По воспоминаниям одного из зрителей последнего спектакля Миронова Валерия Петкова: «День и вечер были жаркими, душными. Двери театра открыли настежь. Ширвиндт в роли графа Альмавивы. Играли великолепно, где-то импровизировали. Это было заметно по тому, как «работали» Миронов и Ширвиндт. Сейчас это называется — драйв! Зал был в восторге! Вместо двух антрактов сделали один.
После перерыва: сцена в саду, неожиданно Андрей откинул волосы со лба, видно было, что вспотел, что-то не так у него, однако играли азартно. Зрители не заметили ничего странного.
Вдруг Андрей быстро ушёл в левую кулису. Возникла пауза. За ним кинулся Ширвиндт. Тишина — пронзительная. Слышен голос Ширвиндта из кулисы: «Андрею Александровичу плохо!»
«Занавес закрыли. Тишина стала жуткой. Вышла администратор, извинилась, повторила, что Андрею Александровичу плохо. Послышался звук сирены «Скорой помощи» – двери открыты, услышали как подъехала».
Трагедия случилась в конце второго акта, когда до финала оставалось не больше десяти минут.
Утром 14 августа Андрей Миронов должен был ехать на спектакль с Ширвиндтом, вечером на ужин с Екатериной Градовой и дочерью Машей. Маша занервничала, просила отвезти её в театр. Мать отговаривала её: «Маш, ты же «Фигаро» много раз смотрела». На что она вдруг ответила: «Папе плохо, он умирает!» — и уехала. Когда он упал на сцене, Маша побежала за кулисы. Её пытались оттеснить, однако в ней внезапно возникла нечеловеческая сила. Маша одна ехала с отцом в карете скорой помощи, держа его за руку.
Сосуд в головном мозге лопнул, произошло кровоизлияние. Двое суток врачи спасали ему жизнь, поддерживая сердцебиение и дыхание.
От аппарата искусственного жизнеобеспечения Андрея Миронова отключили 16 августа. Врачи вынесли вердикт: безнадёжен. Решение принимали родные. Последнее слово было за матерью Миронова. Она согласилась. А потом сказала: «Это мой конец. Моя Хиросима...» Она не смогла даже заплакать.
В 5:35 утра сердце актёра остановилось. Андрей Миронов скончался от геморрагического инсульта, не придя в сознание, в Риге в клинике Гайльэзерс на 11-й день после смерти Анатолия Папанова, ушедшего 5 августа.
Кончина Миронова словно была срежиссирована кем-то свыше. Когда у Миронова началось кровоизлияние в мозг, в Риге оказались две его любимые жены, приемная и родная дочери. Тело Андрея Миронова транспортировали в Москву.
По словам очевидцев, в каждом городе, поселке, мимо которого ехала машина с гробом, на улицу выходили люди и бросали живые цветы.
20 августа 1987 года Андрея Миронова похоронили на Ваганьковском кладбище. Проститься с ним не смогли его коллеги из театра. Им запретили прерывать гастроли. Валентин Плучек – главный режиссер театра продолжил гастроли. Из театра на похоронах были: Ширвиндт, Державин, Васильева, Егорова. Через несколько лет, когда скончался сам Плучек ситуация повторилась — театр был на гастролях, а на его похороны почти никто не пришёл.
Хоронили Андрея Александровича Миронова в костюме Фигаро.
Спасибо Вам большое за то, что прочитали статью! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал, ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ, если статья понравилась Вам. Буду больше и чаще радовать, заинтересовывать Вас новыми статьями, публикациями. СПАСИБО Вам БОЛЬШОЕ за ВАШЕ внимание!