Сейчас Венесуэла переживает мощный экономический и социальный кризис. Но причина этого кризиса весьма прозаична – Нефть. Венесуэла обладает колоссальными запасами нефти. Нефть – нерв и жилы экономики Венесуэлы. И, как и все страны с сырьевой экономикой, она очень чувствительна к колебаниям цен. Но тут ситуация посложнее.
Фокус в том, что еще с двадцатого века основным импортером венесуэльской нефти были США (около 86%). Потому, когда Уго Чавес пришел к власти, американцы сразу же попытались его свергнуть. Причем попытка была достаточно успешной, Уго Чавес был взят под стражу, была выбрана новая марионетка и анонсированы реформы по рецепту МВФ. Недовольные граждане вышли на улицы Каракаса и других городов. Чавес был освобожден, но протесты богачей начались с новой силой. Тогда же появились снайперы на крышах, которые стреляли по протестующим и полиции, драконя толпу.
Чавес национализировал нефтяную компанию и предприятия, принадлежащие американцам (китайские и русские решив не трогать). Это был взлет венесуэльской экономики. Бедность упала на 28%, огромные деньги тратились на социальную сферу, создана государственная сеть универмагов, начались «Битва за образование» и программы по строительству жилья. Не менее колоссальным был внешнеполитический успех Чавеса. Приход к власти социал-демократов в большинстве стран Латинской Америки был назван «розовой волной». Моралес в Боливии, да Сильва в Бразилии, Корреа в Эквадоре, Бачелетт в Чили, чета Киршнеров в Аргентине – все они пришли на почве сильнейших кризисов в своих странах и говорили о реформах.
Но Чавес умер, и его смерть совпала с резким падением цен на нефть. Доходы от PDVSA (нефтяной компании) резко упали, поэтому пошло сокращение расходов во всех сферах жизни. Инфляция начала расти еще при Чавесе, но при Мадуро она достигнет пика. Началось повальное обнищание населения, многие выбрасывали домашних животных из-за невозможности их прокормить.
А причины кризиса крылись в неудачах попыток ЕСПВ создания новых предприятий, независимых от цен на нефть. Диверсификация экономики шла очень медленно, а потому страна медленно садилась на нефтяную иглу. Также огромную роль сыграл саботаж на многих предприятиях. Как и во времена Альенде в Чили, собственники подрывали основы экономики. В Венесуэле, например, многие фермеры закапывали цыплят и перепродавали продукцию через «черный рынок». Так же положение экономики осложняет потеря торговых партнеров и союзников. Из всех левых режимов, себя вольготно чувствуют Моралес, Сандинисты в Никарагуа и Кубинская компартия.
Несмотря на то, что смерть правительству ЕСПВ предрекали все, от либертарианцев до марксистов, режим еще держится, но кто знает, сколько он еще продержится...