Зона социального конфликта I Лёня БОЙЦОВ © ДД
КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ. Вот так единодушно отреагировала Рыбница на проект минздрава перенести республиканскую психиатрическую больницу (РПБ) в здание детской больницы и поликлиники, расположенное на улице Вальченко. Причём против высказались не только сами жители этого микрорайона, которые всего за пару дней собрали около полутора тысяч подписей под петицией к властям, но и рыбницкие депутаты всех уровней, представители общественных организаций, госадминистрация села Выхватинцы, где сейчас расположена РПБ.
БОЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЕ были посвящены общественные слушания, которые прошли в Рыбнице. Здесь были высказаны разные аргументы. Самый основной – рыбничане боятся за собственную безопасность и безопасность своих детей. Ведь в психиатрической больнице лечатся люди, страдающие не только психоневрологическими расстройствами, но и алкоголики, наркоманы, преступники, признанные душевнобольными. А ведь здание, где власти предлагают разместить всех этих больных, находится в нескольких сотнях метров от жилых домов, детских садов и школ. Кроме того, с ним граничит профилакторий Молдавского металлургического завода. Здесь укрепляют своё здоровье заводчане, работает летний детский лагерь, размещаются иностранные специалисты и представители торговых партнёров ММЗ. А ещё в корпусе детской больницы расположен диагностический центр завода. Его-то куда перевести?
В общем, хоть территория детской поликлиники и расположена на окраине микрорайона Вальченко, но здесь кипит жизнь. И помещать сюда пациентов психиатрического и наркологического профиля – это, мягко говоря, неразумно. Во-первых, больным, которые лечатся в принудительном порядке, или тем, у кого случится внезапное обострение, будет легче сбежать. Ведь в городе проще раствориться среди людей, к тому же рядом с территорией детской больницы проходит республиканская трасса и находится автовокзал. Во-вторых, пациентам с алкогольной и наркотической зависимостью будет легче наладить контакт с «друзьями» и получать от них наркотики, спиртное. Кстати, эта возможность тревожит и родственников больных, поэтому они тоже выступают против «переезда» психиатрической больницы в Рыбницу. К тому же, они считают, что их родным будет лучше в селе, где чистый воздух, зелень и тишина, чем в городе рядом с оживлённой трассой.
Жители Выхватинец озабочены другой проблемой. Если больница «переедет» в город, то около сотни жителей села и их семьи потеряют источник заработка. А ведь найти другую работу в селе сейчас практически невозможно.
И ещё один немаловажный аргумент – по санитарным нормам специализированные лечебные учреждения должны располагаться от жилых домов на расстоянии не менее 500 метров. Так что размещение РПБ на улице Вальченко станет прямым нарушением законодательства.
ОДНАКО у представителей минздрава тоже есть веские доводы в пользу своего проекта. Многочисленные проверки прокуратуры и контролирующих органов показали, что условия содержания и лечения пациентов в республиканской психиатрической больнице противоречат всем законодательным нормам, начиная от конституционных и заканчивая эпидемиологическими.
Здание, где расположена РПБ, старое, причём за 30 лет оно ни разу не подвергалось ремонту. В том числе и поэтому в больнице существуют проблемы с водоснабжением, канализацией, отоплением и подачей электроэнергии. Крыша течёт, полы растрескались, оконные рамы нуждаются в замене. Косметический ремонт, который ежегодно проводят сотрудники больницы практически собственными силами, положение не спасает. Проверяющие находят в больничных помещениях тараканов. И только в прошлом году был зарегистрирован 21 случай заболевания дизентерией среди пациентов ПРБ.
Сейчас в больнице, рассчитанной на 200 коек, проходит лечение 221 человек. Палаты маленькие, кровати в них поставлены почти впритык друг к другу, поэтому у больных практически нет возможности свободно передвигаться по помещениям. Территория для прогулок тоже маленькая. В таких условиях и здоровый человек утратит душевное равновесие, а тут люди, у которых оно уже утрачено.
Более того, в республике растёт количество больных психоневрологического профиля. Но РПБ не в состоянии вместить всех, кто нуждается в стационарном лечении. А ведь состояние психиатрических больных без должного лечения и наблюдения ухудшается. Они могут вымещать свою агрессию на соседях и прохожих, что приведёт к усложнению криминальной обстановки в Приднестровье. Так что перевод РПБ в более просторное и хорошо оборудованные здание с большой прилегающей территорией поможет не только улучшить положение пациентов, но и повысить качество психоневрологической помощи, в первую очередь жителям Рыбницкого района, и тем самым отвести угрозу для всего общества.
Что же касается сельских жителей, работающих в больнице, то их никто не будет увольнять. Им предоставят бесплатный транспорт, который будет доставлять их к месту работы и обратно домой. К слову, представитель госадминистрации Выхватинец обратила внимание властей на то, что в последнее время жители села начали массово увольняться из психиатрической больницы. И попросила главврача РПБ озвучить причины такой кадровой текучки. Однако эта просьба не была услышана.
А вот как власти намерены обезопасить жителей микрорайона Вальченко? Оказывается, минздрав планирует возвести вокруг территории детской больницы глухой высокий забор. А также установить видеонаблюдение за прилегающей территорией и больничными помещениями.
Тогда почему бы эти деньги просто не направить на реконструкцию и ремонт больницы в Выхватинцах? У минздрава и на это вопрос есть ответ: легче и дешевле реконструировать под нужды пациентов психиатрического и наркологического профилей здание на улице Вальченко Поскольку здесь есть все необходимые коммуникации, мощная подстанция и большая территория. А в Выхватинцах придётся построить новые водопроводную и канализационную системы, полностью заменить систему электроснабжения, построить дополнительный корпус… Но провести такие масштабные работы не позволяет ни ландшафт, ни дефицит финансов. К тому же со зданием на улице Вальченко всё равно надо что-то решать, не будет же оно пустовать. Это не по-хозяйски.
РЫБНИЧАНЕ с этим не спорили: надо решать. Но у них есть свои варианты, как использовать это здание. Можно, например, обустроить там пионерский лагерь. Ведь в нашем большом районе не осталось ни одного подобного учреждения для детей, за исключением дневного лагеря ММЗ и летних площадок при школах. Был в Гидириме, но почил в бозе. И неизвестно восстановят ли его. А тут огромное просторное помещение, зелёная территория… Немного «подрихтовать» под новый профиль и пользуйтесь на здоровье.
А ещё городу отчаянно не хватает хосписа, в котором могли бы получить специализированную, реабилитационную помощь тяжёлые больные с онкологией, после инсульта или инфаркта, инвалиды. Ведь многие из этих людей одиноки, да и родственники не всегда справляются с уходом за ними в силу отсутствия специальных знаний или времени. И хотя главный врач ЦРБ Владимир Иващенко сразу отмёл возможность открытия подобных учреждений на улице Вальченко, тем не менее, наверное, стоило бы всё же рассмотреть подобные варианты более предметно.
Да и закон на кривой козе не объедешь. Тот самый, который запрещает размещать специализированные учреждения психиатрического профиля рядом с жилыми домами. Но министр здравоохранения привёл в пример Бендеры и Тирасполь. Там психо-неврологические интернаты расположены почти впритык к жилым домам. И ничего страшного. Да и в России, например, СанПиНы в этой сфере давно снижены…
Но на все доводы властей о пользе, рациональности и необходимости перевода РПБ в Рыбницу, жители города отвечали отказом. Уже после встречи один из представителей органов власти, приехавших в Рыбницу на общественные слушания, обвинил рыбничан в эгоизме. Мол, думают только о себе и не хотят понимать ни ситуацию в республике, ни состояние психиатрических больных. Но, на мой взгляд, дело тут совсем не в эгоизме, а в недоверии людей к властям и должностным лицам. И поводы для этого есть. Например, на встрече чиновники заявили, что не было случаев побега из психиатрических больниц. Но рыбничане знают: по крайней мере один официально подтверждённый такой случай был. Несколько лет тому назад один из преступников, находящийся на принудительном лечении, сбежал («Из психушки сбежал разбойник», «ДД» №52’2013).
Да и непонятно, с чего бы вдруг власти именно сейчас озаботились положением пациентов в РПБ. Ведь журналисты и правозащитники давно бьют в колокола по поводу того, что в этом учреждении нарушаются все нормы и правила. Но много лет на это никто не обращал внимания. Или взять вопрос об улучшении психо-неврологической помощи в целом. Ведь когда в поликлинике закрывали дневной неврологический стационар, никто не спросил мнение народа по этому поводу. А люди были против. Теперь же вдруг выясняется, что нам нужно улучшать качество психоневрологической помощи.
Всё это заставляет рыбничан подозревать, что решение по поводу «переезда» РПБ «наверху» уже принято. И теперь власти хотят это решение оформить и подать в качестве общественной инициативы самих рыбничан. Зачем? Да мало ли причин. Чтобы избежать в дальнейшем каких-либо претензий со стороны общественников, если что-то пойдёт не так. Чтобы предотвратить протесты. Чтобы создать видимость участия народа в управлении государством…
Но у Рыбницы есть своё мнение. И как заметил один из участников общественных слушаний, она с ума ещё не сошла. А потому готова не только высказывать, но и отстаивать свою точку зрения.
«ДД» №22