Найти в Дзене
Ретроспектива PRO

Изящный и элегантный живописец: Василий Поленов

Василий Дмитриевич Поленов отличался многогранным талантом: он прославился своими художественными творениями, стал зачинателем нового направления в живописи, называемого интимным пейзажем, занимался архитектурой, сочинял музыку, проявил себя как одаренный педагог. В мастерской пейзажиста учились И. Левитан, К. Коровин, А. Головин, И. Остроухов.

Поленов В.Д. (1844-1927 гг.) Портрет работы И.Репина. 1877 г.
Поленов В.Д. (1844-1927 гг.) Портрет работы И.Репина. 1877 г.

Детство и путь к мечте

Василий Поленов появился на свет в 1844 году в семействе потомственных дворян. Отец, Дмитрий Васильевич, занимал должность секретаря в Русском археологическом обществе, исследовал летописи, объездил немало монастырей, издавал научные труды. Мать, Мария Алексеевна, – из рода Воейковых. Женщина увлекалась живописью, в девические годы обучалась у самого Карла Брюллова.

Мать Василия Поленова Мария Алексеевна.
Мать Василия Поленова Мария Алексеевна.

Она всецело поощряла интерес детей к творчеству, к искусству. Будучи в преклонном возрасте, Поленов как-то обмолвился, что пристрастие к искусству унаследовал от матери. Она стала и первой учительницей рисования. Позже с детьми занимался рисунком П. Черкасов, его сменил П. Чистяков, который в ту пору был еще студентом, однако уже отличался серьезными успехами в живописи.

Незабываемые детские впечатления вынес Поленов из поездок к бабушке в Ольшанское поместье Воейковых. Усадьба, ее обитатели, живописные уголки природы нашли свое художественное отражение в будущих работах мастера.

Село Старая Ольшанка, где ранее располагалась усадьба Воейковых. В 2015 году здесь был установлен памятный знак В.Поленову. Когда-то здесь стоял просторный двухэтажный барский дом, окруженный парком с прудами; были конюшни, овчарный завод. Источник изображения: https://arch-heritage.livejournal.com
Село Старая Ольшанка, где ранее располагалась усадьба Воейковых. В 2015 году здесь был установлен памятный знак В.Поленову. Когда-то здесь стоял просторный двухэтажный барский дом, окруженный парком с прудами; были конюшни, овчарный завод. Источник изображения: https://arch-heritage.livejournal.com

В девятнадцать лет окончив гимназию, Василий покорился воле родителей и поступил в университет. Помимо университетских занятий юноша каждый вечер проводил в Академии художеств, посещая вольнослушателем рисовальные классы профессора Иордана. Успешно завершив курс ученичества, Поленов был удостоен серебряной медали.

Интерес к живописи оказался настолько сильным, что Василий оставил учебу в университете и целиком отдался изучению рисунка, стал постоянным учеником в натуральном классе. Его сокурсник И. Репин вспоминал, что еще издали поленовские рисунки «горели светом и тенями», а эскизы выделялись «силой и пластикой».

Санкт-Петербург. Здание Академии художеств. 1900-е годы.
Санкт-Петербург. Здание Академии художеств. 1900-е годы.

Позже юноша возобновил университетские занятия на юридическом факультете. 1871 год стал особенным для Поленова. Ему довелось совмещать сдачу выпускных экзаменов в стенах университета с участием в конкурсе на соискание наград в Академии за лучшее художественное произведение. Его имя оказалось в числе пятерых счастливчиков, которые стали обладателями большой золотой медали.

Большая золотая медаль (первого достоинства) Императорской Академии художеств. Источник изображения wikipedia.org
Большая золотая медаль (первого достоинства) Императорской Академии художеств. Источник изображения wikipedia.org

Это был единственный «золотой выпуск» в истории учебного заведения, когда пятеро претендентов: В. Поленов, И. Репин, Е. Макаров, М. Зеленский и Е. Урлауб удостоились столь высокой награды. Конкурсные работы писались на заданный евангельский сюжет.

Картина "Воскрешение дочери Иаира" за которую В.Поленов удостоился большой золотой медали. 1871 г. Источник изображения wikipedia.org
Картина "Воскрешение дочери Иаира" за которую В.Поленов удостоился большой золотой медали. 1871 г. Источник изображения wikipedia.org

Медалист Поленов обрел право на шестилетнее пенсионерство за границей. В период стажировки он был в Германии и Италии, изучал в музейных залах работы знаменитых живописцев разных школ, делал эскизы замков и дворцов. Приехав в Париж, он поселился на Монмартре у Репина.

В парижский период молодой художник задумал написать несколько картин на историческую тематику и сделал много зарисовок. Из этих замыслов в реальные полотна воплотились две картины: «Право господина» и «Арест гугенотки».

Право господина. 1874 г. Гос. Третьяковская галерея, Москва
Право господина. 1874 г. Гос. Третьяковская галерея, Москва

Обе работы получили признание, но наиболее удачным стало второе полотно. Документальная точность деталей, мрачные серо-коричневые тона тонко передали трагизм событий французской истории.

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д`Этремон. 1875г. Гос.Третьяковская галерея, Москва
Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д`Этремон. 1875г. Гос.Третьяковская галерея, Москва

В период пребывания во Франции художник познакомился с Тургеневым и Золя. В 1874 году в компании мариниста Боголюбова и Репина отправился в Нормандию, где много работал на пленэре, сделал замечательные этюды. Вершина поленовских пейзажей была еще впереди, но зарисовки в нормандском Веле стали первыми шагами восхождения.

В парке. Местечко Вёль в Нормандии. 1874г. Государственный русский музей, СПб
В парке. Местечко Вёль в Нормандии. 1874г. Государственный русский музей, СПб

На родину Поленов вернулся ранее срока, но впечатления от пребывания в Европе остались у художника на всю жизнь.

Передвижники

Поленов приехал в Москву в 1877 году и уже через год впервые представил свою работу на выставке, организованной передвижниками. Это был «Московский дворик» – трогательный пейзаж, поэзия обыденной городской жизни, застывшая на холсте. Художественное полотно нашло отклик в сердцах публики, имело огромный успех, возле него толпились зрители.

Московский дворик. 1878. Третьяковская галерея, Москва
Московский дворик. 1878. Третьяковская галерея, Москва

Художник присоединился к товариществу передвижников – прогрессивному сообществу деятелей изобразительного искусства того времени. Своей целью общество ставило развитие искусства, организацию выставочных площадок, продвижение работ художников. Передвижники изображали реальную жизнь такой, какая она есть без украшательства, не боясь серых будней. Они не обходили острые социальные моменты.

Бабушкин сад. 1878
Бабушкин сад. 1878

Однако картины Поленова совсем другие, они наполнены солнечным светом и теплом. Достаточно взглянуть на укромный уголок «Бабушкиного сада» или умиротворенную гладь «Заросшего пруда». Художник считал, что «искусство должно приносить счастье и радость».

Заросший пруд. 1879
Заросший пруд. 1879

Фронтовой художник и преподаватель

В период войны с Турцией (1877 – 1878 г. г.) Поленов в статусе официального живописца ставки цесаревича Александра отправился на Балканский фронт. Однако художник не изображал батальные сцены, а делал бытовые зарисовки резиденции цесаревича в Брестовце, зимы в Болгарии, кухни атаманского полка.

Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце. 1878 г. Гос.Русский музей, СПб
Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце. 1878 г. Гос.Русский музей, СПб

Он постоянно видел смерть и ужасы войны, и с каждым днем в душе укреплялась вера, что в жизни столько тяжелых моментов, что художнику негоже представлять их взору зрителей на полотне. Живопись должна быть отрадой глазу и сердцу.

Балканский пейзаж. 1877  Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина
Балканский пейзаж. 1877 Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина

В 1882 году Поленов приступил к преподаванию в Московском училище живописи, возглавив после увольнения А. Саврасова пейзажный класс. Коровин вспоминал, как они с Левитаном с нетерпением ожидали, когда в школе появится Поленов: «Он пришел. В лице его и манерах, во всем облике было что-то общее с Тургеневым». Поленов стал любимым педагогом молодых художников.

Живопись на библейские сюжеты

В начале 80-х годов Поленов отправился на Восток в паломничество к библейским святыням и древним объектам культуры. Маршрут проходил через Константинополь, Палестину, Сирию, Египет.

Нил у Фиванского хребта. 1881 г.
Нил у Фиванского хребта. 1881 г.

Из поездки он привез массу ярких и сочных этюдов, наброски для задуманного полотна о «Христе и грешнице». По количеству сделанных эскизов кульминацией путешествия стал Египет с его экзотикой. Художник запечатлел храмы, алею сфинксов, пирамиды, нильские пейзажи, улочки Каира.

Египет. Большие пирамиды Хеопса и Хефрена
Египет. Большие пирамиды Хеопса и Хефрена

Над «Христом и грешницей» живописец работал около шести лет, для изображения Христа ему позировал Левитан. Полотно экспонировалось на выставке в 1887 года, его приобрел Александр III, двор заплатил за картину 30 тысяч рублей.

Христос и грешница (Кто без греха?). 1888 г. Государственный русский музей, СПб.
Христос и грешница (Кто без греха?). 1888 г. Государственный русский музей, СПб.

Критик Стасов в рецензии о картине написал, что все в ней передано «изящно и колоритно, освещено ярким палестинским солнцем». О Поленове упомянул, как об «изящном, элегантном живописце», каким его знают давно, с самого начала карьеры. Но и еще прибавившему большое мастерство и живописность в передаче пейзажа. А Короленко отметил: «Вглядитесь в лицо Христа на его картине, и оно надолго останется в вашей памяти».

К евангельским сюжетам Поленов обращался на протяжении всей творческой жизни. Он создал цикл из более чем шестидесяти картин «Из жизни Христа», к каждому полотну делал ссылку на главу Евангелия и изображал сцены, придерживаясь художественной правды, достоверности места действия и географической точности.

На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888

Фоном картин становился правдивый пейзаж, а Христа Поленов изображал живым человеком, знавшим, что такое страдание и сострадание.

За кого Меня почитают люди. 1890-1900-е
За кого Меня почитают люди. 1890-1900-е

В 1924 году поленовские картины этого цикла отправили в США на продажу, они разлетелись по всему миру по частным коллекциям, часть утеряна.

Василий Поленов, 1892 год
Василий Поленов, 1892 год

Абрамцево и декорационная живопись

В доме Саввы Мамонтова собирались, а зачастую подолгу гостили художники с семьями. Жил у него и Поленов. В имении Абрамцево он занимался декорациями для постановок домашнего драматического кружка, выступал как актер, участвовал в преобразовании усадьбы. Он организовал для детишек «лодочную флотилию» и в шутку носил звание адмирала этой самой флотилии из трех лодок.

С.И.Мамонтов и В.Д.Поленов, 1890
С.И.Мамонтов и В.Д.Поленов, 1890

Совместно с Васнецовым Василий Поленов разработал проект строительства приусадебной абрамцевской церквушки, которую возвели в 1882 году. Строение считается в зодчестве образцом русского модерна. Художник расписал иконостас и венчался в этой церкви с кузиной хозяйки Абрамцево - Натальей Якунчиковой.

Наталья Якунчикова, ставшая впоследствии женой Поленова, была кузиной супруги Саввы Мамонтова. Картина художника Н.Д.Кузнецова «Портрет Натальи Васильевны Поленовой»
Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова
Наталья Якунчикова, ставшая впоследствии женой Поленова, была кузиной супруги Саввы Мамонтова. Картина художника Н.Д.Кузнецова «Портрет Натальи Васильевны Поленовой» Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова

На стезю театрального художника Поленов вступил в конце 70-х. Началось все с декабрьских вечеров в мамонтовском доме, где Василий Дмитриевич приступил к созданию декораций. В. Васнецов вспоминал: «…весь в белилах, саже, сурике, охре, глаз не видно, и тут же роль разучивал. С Репиным чуть не побранились о праве писать декорации».

В.Д. Поленов. «Кладбище среди кипарисов» (1897). Декорация к опере оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».
В.Д. Поленов. «Кладбище среди кипарисов» (1897). Декорация к опере оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».

Как театральный художник Поленов совершил открытие в искусстве декорационного оформления сцены. Он отказался использовать принцип кулис. Раньше считалось, что именно благодаря кулисам создается иллюзорное восприятие объемности. Однако художник писал и конструировал декорации сообразно настроению созвучному с содержанием произведения. В искусстве Поленов слыл колористом и перспективистом. Игровую площадку создавал объемной при помощи расставленной мебели, движения артистов.

Лестница к замку. Эскиз декорации к спектаклю "Алая роза" по пьесе С.И.Мамонтова.
Лестница к замку. Эскиз декорации к спектаклю "Алая роза" по пьесе С.И.Мамонтова.

В сценографии детской пьесы на библейскую тему «Иосиф» Поленов выступил декоратором и одновременно постановщиком, создал эскизы для декораций и костюмов всех персонажей. Такой подход совмещения декоратора и постановщика в одном лице лег в основу последующих постановок мамонтовского частного театра.

Василий Поленов в мастерской
Василий Поленов в мастерской

Поленовский дом

У художника всегда была мечта построить свой собственный дом, где бы уютно устроилась семья, куда бы приезжали друзья. После продажи «Христа и грешницы» такая возможность появилась. Усадьба Борок на Оке строилась по проекту Поленова.

Усадьба Поленово — государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Дмитриевича Поленова, расположенный в Заокском районе Тульской области, на правом берегу реки Оки. Дом-музей был открыт в 1931 году, сегодня имением заведует правнучка художника Наталья Поленова. Усадьба Поленово включает в себя ряд зданий, хорошо сохранившихся до наших дней, – Большой дом, Аббатство (мастерская), Адмиралтейство, Город мастеров, Кошкин домик, Дом Прокофьева и другие. Вокруг усадьбы разбит парк. Деревья в нем, а также все цветники вокруг Большого дома Поленов сажал своими силами. Источник: https://clck.ru/GA7sP
Усадьба Поленово — государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Дмитриевича Поленова, расположенный в Заокском районе Тульской области, на правом берегу реки Оки. Дом-музей был открыт в 1931 году, сегодня имением заведует правнучка художника Наталья Поленова. Усадьба Поленово включает в себя ряд зданий, хорошо сохранившихся до наших дней, – Большой дом, Аббатство (мастерская), Адмиралтейство, Город мастеров, Кошкин домик, Дом Прокофьева и другие. Вокруг усадьбы разбит парк. Деревья в нем, а также все цветники вокруг Большого дома Поленов сажал своими силами. Источник: https://clck.ru/GA7sP

В 1892 году работы были завершены. Здесь художник написал немало пейзажей. Как некогда из окна съемной квартиры в Москве он изобразил на полотне «Московский дворик», так из окна своего дома запечатлел «Золотую осень». Дом живописца стал настоящим музеем, он собрал богатую художественную коллекцию.

Золотая осень. 1893
Золотая осень. 1893

Последняя работа Поленова – 70 полотен для диорамы. В тяжелые голодные годы художник возил ее по деревням и весям, забавляя крестьянских детишек и взрослых невиданным доселе аттракционом, который позволял им совершать виртуальное путешествие.

В.Д. Поленов. 5 января 1924 года. Одна из последних фотографий.
В.Д. Поленов. 5 января 1924 года. Одна из последних фотографий.

Художник ушел из жизни в 1927 году и покоится на скромном сельском кладбище на берегу Оки, где он любил, устроившись на крутояре, работать над этюдами.

Могила В.Д.Поленова
Могила В.Д.Поленова
-30