Найти тему
Alexander Shmidke

Рецензия на "Коридор Бессмертия"

В день премьеры ходил на "Коридор Бессмертия". На премьере в зале мест на 300 было человек 20. Часть людей явно пришла праздного интереса ради, папа с суворовцем - в целях патриотического воспитания. Кроме них было несколько пожилых пар и, как мне хочется надеяться, военно-исторические фрики вроде меня.

Перед тем, как писать о фильме, я должен сказать, что его выхода я ждал не менее съёмочной группы, равно как и мечта увидеть фильм о Дороге Победы, как оказалось, у меня появилась примерно в одно время с режиссёром. Как раз 10 лет назад я начал водить экскурсии по этим местам и тогда  же познакомился с историей этой если не "секретной", как утверждают рекламные описания фильма, то однозначно малоизвестной страницы истории блокады Ленинграда. За это время я несколько десятков раз посетил музей Дороги Победы на станции Петрокрепость, обелиски на обеих сторонах Невы, изучил путь прохождения дороги по картами и на местности, посещал несколько встреч с ветеранами дороги. И хотя я не могу назвать себя экспертом по истории этой дороги, она всегда была для меня примером того забытого подвига, который обязательно должен быть вытащен из небытия, и при каждом удобном случае на экскурсиях, как по Дороге Жизни, так и в Румянцевском особняке, я считал своим долгом о ней упомянуть.

От рассмотрения технических ляпов, не говоря уж о более мелких заклёпках я откажусь сразу. В данном случае это всё равно упрекать мульфильм "Том и Джерри" в пренебрежении законов физики. Что интересно, в отдельных местах фильма съёмочная команда отнеслась к историческим деталям крайне щепетильно, и при этом буквально через пару минут после вменяемых и логичных эпизодов начинает происходить что-то несуразное. То же самое можно сказать и о впечатлении о фильме в целом: в сюжете не чувствуется никакой целостности, большинство персонажей никак не раскрывается и не вызывает сопереживания к себе, притом происходящим с ними действиям придаётся столько пафоса, что иные сцены выглядят откровенно нелепо. Апофеозом такого подхода становится финал фильма, когда промелькнувший до того в паре мелких эпизодов учёный задумчиво, понимающе и с благодарностью смотрит в длинном плане на выживших главных героев. Проницательный зритель, конечно, догадается, что хотел этим сказать автор фильма, но сделано это всё с изяществом пресловутой постановки "Юлия Цезаря" в чукотском театре.

С самого начала фильма складывается ощущение, что режиссёр отчаянно хотел рассказать большую и полную подробностей историю, но оказался совершенно неспособным это сделать. До пошлости наигранные сцены ещё более усугубляют это впечатление. Так, в самом начале фильма героини прибывают на станцию Шлиссельбург (сейчас станция Петрокрепость) и телепортируются через реку Неву из Шереметьевки на гору Преображенская у Фабричного острова, где им внезапно открывается сцена строительства моста. Там главная героиня Маша Яблонцева с драмкружковым придыханием и задумчивостью во взгляде удивляется этой величественной картине. Стоит заметить, что мост воссоздан вполне достоверно. Вскоре начинается немецкий артобстрел, однако строящие мост женщины, подобно несгибаемым крестьянам из "Варкрафта", абсолютно не обращают внимания на убитых и раненых и продолжают работать как ни в чём ни бывало. Похоже, отвлечь их от работы не сможет даже атомная бомба, однако у режиссёра в сундуке художественных штампов припасена вещица посильнее "Фауста" Гёте. По просьбе пожилого грузина одна из девушек достаёт флейту, на которой она начинает исполнять "Сулико". Внезапно в радиусе метров двухсот все прекращают работу и в задумчивости слушают эту магическую мелодию. В этой же сцене происходит эпизод со сбитым немецким лётчиком, которого строительницы моста забивают насмерть топорами и лопатами. Хотя подобные эпизоды случались в войну, и у женщин к немцам были свои счёты (к тому времени от немецких обстрелов уже погибла пара десятков их подруг), не очень ясно, куда делись люди с оружием.

Опустив череду эпизодов, перейду сразу же к главной миссии героев фильма, которую режиссёр показал с фантастической неуклюжестью, при этом напридумывав откровенной ерунды в худо-бедно реалистично развивавшемся до того сюжете. После получаса становящейся всё более нудной беготни в потёмках вдоль железнодорожного полотна, поезд выезжает на открытый участок, с которого немцы их могут видеть в открытую. Здесь героев встречает ни много ни мало немецкий бронепоезд, который ездит себе на расстоянии 4,5 километра, по словам героев фильма. То есть если не прямо по советским окопам, то по крайней мере по кромке Синявинских высот, где авторы фильма решили проложить свою вымышленную железнодорожную ветку. Естественно, никаких немецких бронепоездов там даже близко не было, и расстреливать "Дорогу Победы" немцы могли силами обычной артиллерии. Главный герой что есть силы палит по бронепоезду из ДШК, немцы отвечают миномётным(!) огнём. В итоге он умирает - но не сейчас же и не сразу.

У фильма оказалась очень непростая съёмочная судьба: задержки финансирования, банкротство банка, сбор частных пожертвований, долгий и мучительный монтаж и сведение. Видимо, к концу своего производства он всем настолько осточертел, что ради гальванизации творческого трупа решили использовать самые радикальные радикальные приёмы, позаимствованные прямиком из сериала "Ладога". В последние полчаса один из машинистов оказывается предателем, который ни с того ни с сего вонзает нож в живот одному из второстепенных персонажей. В ответ на закономерный вопрос своей жертвы, который одновременно задают находящиеся в зрительном зале жертвы военно-патриотического кинематографа, предатель говорит что-то вроде [зачёркнуто] I did it for lulz! [/зачёркнуто]: "Да ненавижу вас, сволочей!" Хотя, пожалуй, таким сравнением я обидел режиссёра "Ладоги", который по крайней мере заморочился придумать историю и мотивировку своему персонажу. Не обошлось и без инфернального представителя госбезопасности, который вовсю машет пистолетом и требует оставить под немецкой бомбёжкой вагон с детьми ради скорейшей доставки ценного груза. Конечно, главным героям его удаётся остановить и детей вместе с грузом доставляют на "Большую Землю". Хэппи-энд.

Сегодня мне удалось обменяться мнениями о фильме с Людмилой Эйновной из музея Дороги Победы, которая также оказалась не в восторге от него. По её словам, представители съёмочной группы пробыли в музее минут семь, после чего укатили и более не возвращались. И это при том, что за годы работы она накопила богатейший материал по истории дороги и общалась со множеством ветеранов. Ничего из этого из оказалось не востребованным. Я не думаю, что режиссёр изначально хотел снять какую-то пафосно-несуразную вампуку на блокадную тему, и судя по интервью, он действительно болеет душой за сохранение памяти о войне, однако плод его усилий, к большому моему прискорбию, получился крайне скверным. Как я уже писал, блокадной теме фатально не везёт в кинематографе с начала 70-х годов. В последние пару лет разочарования и провалы начали бить особенно кучно: "Рубеж", "Спасти Ленинград", теперь вот и "Коридор Бессмертия". Остаётся лишь надеяться, вопреки гнетущей реальности нашего кино, что сыщется наконец человек хорошего вкуса и большого таланта, которому такая задача окажется под силу.