- У человека нет инстинктов!
- Но материнский…
- Не инстинкт!
Дальше было про эволюцию и знаменитого Гарри Харлоу, который на примере обезьян доказал: так называемый «материнский инстинкт» - не более, чем набор нарабатываемых социокультурных навыков. Обезьянки, которые выросли в изоляции от матерей и стаи, оказались не способны заботиться о потомстве – вот и все «инстинкты». А чем мы хуже обезьян?
Как вы уже догадались, я вам принесла новую тапкозакидательную тему) Это мы с одним товарищем долго и непродуктивно спорили на тему материнского инстинкта, тикающих часиков и прочей ереси, традиционно приписываемой женщинам.
Моё любимое имхо на эту тему – хватит врать. Беда даже не в том, что под видом материнского инстинкта женщинам веками впаривалась необходимость рожать быстрее, выше, сильнее, гм, пардон – чаще, больше, продуктивнее, а в том, что это происходит и сейчас, когда вроде почти все уже определились и заводят детей осознанно, сколько и когда хотят.
Если бы сермяжное «родишь – полюбишь» было правдой, не было бы брошенных, запущенных, нелюбимых детей, психологи лишились бы работы, а на земле настал был абсолютный рай.
Но они есть. И дети, и взрослые, которые несут в сердце обиду на матерей, которые недолюбили, не заботились, не сумели... Какие уж тут инстинкты?
А вот рефлексы – это да, это интересно. Наряду с сосательными-глотательными, мы за жизнь обрастаем массой других, не менее занимательных реакций.
Начиная с бородатого прикола – спросить время у человека, который держит в руке с часами стаканчик кофе, чтобы тот вылил его на ботинки, заканчивая забавно дёргающимися людьми на улице, когда те слышат рингтон, похожий на собственный.
Рефлексами мы обрастаем на ура. И с появлением детей эти рефлексы приобретают поистине грандиозный размах: опрометью бежать, заслышав детский плач, ловить падающие предметы любых габаритов и даже падать ребёнком вверх.
Но дети подрастают, и это всё атрофируется, отпадает за ненадобностью.
Я вот, к примеру, поймала себя на том, что, заслышав детский визг на улице, втягиваю голову в плечи и удираю в противоположном направлении. Нет, потом, конечно, включаю Мозг и Ответственность и оборачиваюсь – мало ли что? Но первая реакция – сбежать!
И это при том, что ребёнок у меня есть. Ребёнок – есть, а инстинкта – нет. Сейчас я понимаю, что даже в младенческом возрасте сына я заботилась о нём, потому что он маленький и беспомощный, а не потому что – инстинкты.
Помню, после родов я ещё страшно расстроилась: говорили, что всё придёт «само». Но «материнский инстинкт» почему-то не научил меня ни правильно прикладывать ребёнка к груди, ни пеленать, ни даже понимать, когда он голоден, а когда – намочил пелёнку.
Всему этому меня учили специальные люди, которые не уставили сокрушаться: ну, инстинкт же! Как это ты кормить не умеешь?!
…А если вовремя выяснить, прочитать и осознать, что у человека нет и, вероятно, не будет никаких инстинктов и «часиков», жизнь сразу становится проще. Ответственность и желание заботиться – есть, инстинктов – увы, нет.
Может, за исключением одного: инстинкта неудачника. Это когда я не знаю, как жить свою жизнь, но охотно научу вас жить вашу – у вас там часики тикают, неужто не слышите?)))