Найти в Дзене
В некотором царстве...

Кафешантанный Париж в советском кино

Вторая по популярности и количеству прочно засевших штампов после старушки Британии - великолепная и легкомысленная Франция. Родина величайших классиков литературы и живописи. Уютная провинция и блистательный Париж. Монмартр и богема. Водевиль, кабаре, канкан. Танцовщицы, модистки и кокотки. Гризиетки, шансоньетки. Чуть более, чем полностью французы в советском кино - отражение всех-всех выспренных стереотипов, прочно засевших в сознании обывателя. Авантюрные, обаятельные, ветренные, с неизменным чувством юмора и готовностью исполнить очаровательную фривольную песенку. Без особого повода. Лучше всего, конечно, период от Третьей республики до Первой мировой. Золотое и беспечное времечко. Расцвет и полусвет. Шаловливый, легковесный, игристый. Собственно, в этот отрезок времени и приобрел широкую известность тот самый кафешантан - одна из визитных карточек Франции, Парижа. В самую точку, конечно, водевильчики от Квинихидзе. "Соломенная шляпка" и "Небесные ласточки". Лучше, конечно, "Ласт

Вторая по популярности и количеству прочно засевших штампов после старушки Британии - великолепная и легкомысленная Франция. Родина величайших классиков литературы и живописи. Уютная провинция и блистательный Париж. Монмартр и богема. Водевиль, кабаре, канкан. Танцовщицы, модистки и кокотки. Гризиетки, шансоньетки.

Чуть более, чем полностью французы в советском кино - отражение всех-всех выспренных стереотипов, прочно засевших в сознании обывателя. Авантюрные, обаятельные, ветренные, с неизменным чувством юмора и готовностью исполнить очаровательную фривольную песенку. Без особого повода.

Самого кабаре в фильме "Соломенная шляпка" не показано, зато есть музыкальные номера, свет и полусвет, двусмысленные шуточки и даже адюльтер.
Самого кабаре в фильме "Соломенная шляпка" не показано, зато есть музыкальные номера, свет и полусвет, двусмысленные шуточки и даже адюльтер.

Лучше всего, конечно, период от Третьей республики до Первой мировой. Золотое и беспечное времечко. Расцвет и полусвет. Шаловливый, легковесный, игристый. Собственно, в этот отрезок времени и приобрел широкую известность тот самый кафешантан - одна из визитных карточек Франции, Парижа.

В самую точку, конечно, водевильчики от Квинихидзе. "Соломенная шляпка" и "Небесные ласточки". Лучше, конечно, "Ласточки". Бессмысленность глупых песенок и количество прелестниц на всю ленту зашкаливает. Ненатурально, но только в проекции на реальную жизнь. А ежели через призму французских водевилей, оперетт, музыкальных фильмов 1950-60-х, то очень близко. Даже экстравагантные мини и капроновые чулки - вероятно в точку - ведь отражали же манкую и беспутную "заграничность".

Бессмысленные и легкомысленные песенки в фильме "Небесные ласточки" на самом деле вполне сочетаются со стилем французских кабаре конца XIX - начала XX века. Хотя  советскому зрителю такая подача заходила тяжеловато.
Бессмысленные и легкомысленные песенки в фильме "Небесные ласточки" на самом деле вполне сочетаются со стилем французских кабаре конца XIX - начала XX века. Хотя советскому зрителю такая подача заходила тяжеловато.

А есть еще третья серия приключенческой саги про "Неуловимых". И там тоже Париж.

И неслучайно, на роль ресторанной певички позвали ту же Гурченко. За актрисой прочно уже утвердился образ ветреной полусветской соблазнительницы. Создатели фильма, по всей видимости, хотели задействовать некое сходство с предыдущими ролями актрисы.

Но промахнулись с образом. Вместо шаловливой парижской шансонетки Гурченко досталась издевательская фарсовая частушка. И розовые клеши, которые уж явно из 70-х. Карикатурно и ненатурально. Особенно укладки дамочек русской эмиграции в глаза бросаются.

Аграфена Заволжская (Людмила Гурченко) в странноватом костюмчике 70-х. Но, по-видимому - это цитата того розового платья из "Соломенной шляпки".
Аграфена Заволжская (Людмила Гурченко) в странноватом костюмчике 70-х. Но, по-видимому - это цитата того розового платья из "Соломенной шляпки".

Лучше и правдоподобнее парижский кафешантан показан в, так сказать, идеологически выверенной, хотя и вполне либеральной кинокартине про Ленина. В фильме "Ленин в Париже" нам в полной мере дают прочувствовать и насладиться Францией накануне войны. Помимо игровой части, в ленте также присутствует документальная нарезка, что, пожалуй, в полной мере отражает атмосферу и дух. Эпизод - песенка швеи - подлинно французский вокал на стихи поэта начала XX века.

"Ленин в Париже" - скорее художественный, очень тонкий и деликатный, в плане подачи, фильм. И в этом его преимущество перед агрессивными махрово-пропагандистскими картинами, которыми по правде грешат и современные режиссеры.
"Ленин в Париже" - скорее художественный, очень тонкий и деликатный, в плане подачи, фильм. И в этом его преимущество перед агрессивными махрово-пропагандистскими картинами, которыми по правде грешат и современные режиссеры.

Сиреневатый колер и богемные сценки-зарисовки позволяют ощутить и эпоху, и тот самый пресловутый парижский флёр. Во всяком случае очередное произведение "ленинианы" доставляет в большей степени, чем этого можно было бы ожидать от просто пропагандистского фильма.

На роли обычно французов брались суперзвезды советского кино: Миронов, Боярский, Фрейндлих. Главная прелестница парижского полусвета - Гурченко. Осиная фигурка актрисы блистает в роли модистки и шансоньетки в "Соломенной шляпке" и "Небесных ласточках" соответственно.

Гурченко в роли Коко-Корины - певички-содержанки из "Небесных ласточек".
Гурченко в роли Коко-Корины - певички-содержанки из "Небесных ласточек".

Иногда приглашались грузинского кино актеры. Реже прибалты (но они больше за англичан играли). А были еще прекрасные полячки: Беата Тышкевич, Эва Шикульска. И уж гораздо реже, но все же показывались расово-аутентичные фг'анцузы de France.

Если британцам ( в порядке исключения) в советских кинолентах разрешается иметь какой-то объем и характер, то для лягушатников оставлены довольно плоскостные образы. Даже сильные страсти как-то поверху, с надрывным выламыванием рук (если вы меня спросите про брата нашего Дюма или Стендаля).

Изображали парижские мостовые (равно как и другие улицы французских городов) все те же Таллин, Рига, а также Львов и Вильнюс. И даже Одесса. Также, как и для "британского кино" изыскивался реквизит. Хотя для обрисовки французской атмосферы "обходились малой кровью". Достаточно было лишь общих черт, намекавших нетонко на богемность и авантажность французов.

И все же заграница, а Франция в том числе, преподносилась весьма заманчиво и располагающе, особенно в 70-е - 80-е годы. Завлекала и очаровывала неискушенного советского зрителя. Реальность же была гораздо переснее выдуманных воздушных замков. И возможно через несколько лет, после того как рухнет "железный занавес" обыватель, получивший наконец-то возможность побывать за границей слегка разочаровался не найдя там той сказки, которую нарисовал советский кинематограф.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!

А если хотите почитать про старушку-Англию в советском кино, то здесь!