На самом севере африканского континента тысячу лет назад родился крошечный городок Бизерта. Даже сейчас там немногим больше 100 тысяч жителей. Но это всегда был важный портовый город. Он переходил из рук пиратов то османскому государству, то французам, которые оставили здесь множество военных объектов. Они действуют и сегодня, но туристов туда не пускают. Однако нам хватило и других интересных мест.
Колоритная разруха
Мы приехали из Махдии, преодолев 277 км. И вот уже неспешно прогуливаемся по набережной. Мы увидели причаленные к берегу лодки, рыбацкие и пассажирские с навесами. По обе стороны узкого залива – жилые дома. Почти все они двухэтажные и построены в традиционном тунизийском стиле с элементами «арабики».
Характерные особенности:
- выступающие балконы;
- двухстворчатые синие двери;
- крыши без скатов;
- оформленные мозаичной плиткой проемы дверей и окон.
Ничего особо сложного я не заметила. Все просто и как-то немного запущено. То штукатурка обвалилась, то дверь покосилась, то краска начала облезать. Но почему-то все эти недостатки придавали особый колорит строениям, которые расположились у самой воды. От влаги и сырости постройки всегда быстрее разрушаются.
Никто не любит завоевателей
На другой стороне набережной видим длинную стену. Это одно из фортификационных сооружений, которое осталось со времен колониального владения Тунисом французами. Промежуток неволи в 75 лет дал о себе знать, не только подобными объектами. Люди смирились с тем, что французский стал для них главным в общении наравне с арабским языком.
Но у нас проблем с пониманием нет, наш гид Фуад отлично говорит по-русски. По происхождению он тунизиец, о чем сообщил сразу после знакомства. Он пояснил, что местный народ считается арабоговорящим, но по национальности настоящих арабов в стране немного. Французский язык остался языком бизнеса. Словом, в любой стране не очень-то любят завоевателей.
Взгляды по сторонам
Пройдя этот небольшой отрезок пути по набережной, увидели часть старого форта. Мечеть оказалась расположена среди жилых домов. И если бы Фуад не обратил на нее наше внимание, мы просто прошли бы мимо. Интересно, что вход для мужчин выходит прямо на улицу.
Женщины же заходят в отдельные двери, которые спрятаны в углублении двора.
Но вот пройти мимо маленьких тружениц у нас не получилось. Несколько кудрявых девчонок лет 7-8 с азартом мыли мостовую щетками. С такими трудолюбивыми детьми скоро никакой грязи в Тунисе не останется и в помине. Мы угостили детей конфетами, а они согласились нам попозировать.
Русский след в Тунисе
Бизерту нельзя назвать курортным городом, хотя здесь есть прекрасные морские пляжи. Для такого отдыха сюда мало кто приезжает. Россиян же тянет собственная история.
Город тесно связан с русскими моряками. Бизерта приняла их к себе в трудный час, когда вместе с Белой Армией лучшие люди покидали Россию. Поселившись здесь в 1920 году, они оставили о себе добрую память. Потомки тех, кто приплыл на кораблях Русской Императорской Эскадры после Октябрьской революции, до сих пор живут здесь.
В память о русских офицерах, которым не нашлось места в родной стране, построен храм. Прах их упокоен на местном кладбище в африканской земле.
Эти темы заслуживают внимания, и я обязательно расскажу об этом в следующих постах.
Чтобы узнать самое интересное первым, подписывайся на канал и ставь лайки.