Сегодня начались выборы в Европейский Парламент - законодательный и представительный орган Евросоюза. Они продлятся до конца недели и охватят все 28 стран, даже Великобританию, переживающую brexit. Если считать Евросоюз единым субъектом, то он второй в мире по количеству избирателей после Индии - около 427 миллионов человек (в Китае нет прямых всеобщих выборов). Потому удовольствие растянется на несколько дней.
Первыми открыли избирательные участки Нидерланды и Великобритания, завтра голосует Ирландия, послезавтра – Литва, Мальта и Словакия. А остальные, в том числе и европейские тяжеловесы – Германия, Франция, Италия, - будут голосовать в воскресенье. Но в этот раз все идет не так, как обычно.
Во-первых, за пять лет работы Европарламента созыва 2014 года ЕС столкнулся с беспрецедентными трудностями и вызовами, ответить на которые достойно не смог. Это кризис на Украине, вызвавший антироссийские санкции и российские контрсанкции с многомиллиардными убытками европейскому бизнесу. Это затянувшийся мучительный брекзит, в котором уже ни правительство Британии, ни руководство Евросоюза не знают, как действовать дальше. Это миграционный кризис 2015 года, усугублявшийся все последующие годы. Это рост радикального исламизма и терроризма. И, наконец, открытое давление на ЕС Соединенных Штатов после вступления в должность Д. Трампа.
Потому десятилетиями задававшие в ЕП тон "Европейская Народная Партия и Европейские Демократы" (218 депутатов) и "Прогрессивный альянс социалистов и демократов" (186 депутатов) дискредитированы и растеряны.
Во-вторых, Европарламент впервые столкнулся с взрывным ростом популярности правых национально-ориентированных партий. Итальянская Лига, французское Национальное объединение (Ex-Национальный фронт), немецкая Альтернатива для Германии, нидерландская Партия свободы, а также их многочисленные сторонники из Восточной Европы объединяются и координируют предвыборную тактику.
В последний раз они собирались на свой грандиозный съезд – митинг в Милане 19 мая 2019 года, и там присутствовали представители 11 стран ЕС. Против них брошены все силы транснационалов и либеральных медиа. Так, накануне миланского собрания удалось дискредитировать австрийских правых, слив чёрный пиар на их лидера Хайнца-Кристиана Штрахе. Но это кардинально не поможет их противникам. Наверняка правые существенно усилят свои позиции в ЕП.
В-третьих, впервые на выборах не стало больше членов ЕС, а даже напротив, их едва не стало меньше, и места Британии были уже поделены между другими странами. Забавно, что сайт Европарламента еще отражает эту картину передела. Но выход Британии отложили в том числе и для того, чтобы не дать пройти на освободившиеся места континентальным правым, о чем я писал ранее.
Кроме того, ожидается рекордно низкая явка. Она и так снижалась от выборов к выборам, и в 2014 году составляла 42,6%. Но это еще не предел. Особенно низка явка в Восточной Европе, где к урнам приходят лишь около четверти избирателей. Конечно, в чем смысл их участия, если эти страны стали действительно независимыми – от них ничего не зависит? Ведь одна Германия имеет в ЕП депутатов больше (96 человек), чем Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония вместе взятые.
И потому правительства борются за явку электората как могут – во многих странах её нижний порог всего 2 %, а в некоторых есть ещё и крупные штрафы за неучастие в выборах. В общем, если придет меньше 40%, что вполне реально, трудно будет представлять Европарламент и созданную им Еврокомиссию как органы, отражающие волю всех европейцев.
Итог
Многочисленные проблемы одолевают Евросоюз, где конкретные решения принимает Еврокомиссия и всё разрастающаяся евробюрократия, которую никто не избирал. Отсюда усталость и апатия граждан. А так называемые еврооптимисты – сегодня никакие не оптимисты, а жалкие испуганные люди, которым непонятно, почему рушится европейский дом, построенный, как им казалось, на века. Но в ближайшие четыре дня есть шанс на обновление политических сил в Европе и увеличение в Европарламенте доли более здравомыслящих и прагматичных политиков. И тогда станет ближе наша политическая мечта – Большое Евразийское партнёрство с участием всех интеграционных объединений Евразии – от Евросоюза на западе до АСЕАН на юго-востоке.
PS. Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и/или подписаться на канал)