Генеральный директор авиакомпании S7 Владимир Объедков в своем выступлении заявил о том, что у российских авиакомпаний отсутствуют возможности сохранить цены на билеты на прежнем уровне.
Резкий рост цен на топливо без необходимой гос.поддержки повлечет за собой исчезновение «доступных» тарифов. В этой статье мы разберемся, какой рост цен на авиабилеты нам следует ожидать, выясним с какими проблемами столкнулись российские авиакомпании и разберем предложения Минфина.
2018 год завершился для авиакомпаний России рекордным убытком, составившим 50 млрд. рублей, из них 43 млрд рублей приходятся на 10 самых крупных российских авиакомпаний.
Аэрофлот
Ситуация: чистая прибыль за 2018 год сократилась в десять раз ( РСБУ).
Реакция компании: Виталий Савельев, генеральный директор «Аэрофлота» заявил о том, что в ближайшем будущем компания не собирается повышать цены в связи с низкой платежеспособностью пассажиров. Тем не менее для того, чтобы скомпенсировать расходы, вызванные дорогим топливом, компания повысит топливный сбор не менее чем на 200 рублей в каждую сторону. Так же «Аэрофлот» ввел безбагажные тарифы и убрал наиболее дешевый вариант приобретения билетов с багажом.
Utair
Чистый убыток компании за 2018 год составил более 4 млрд рублей. Расходы компании на топливо за год увеличились на 3,9 млрд рублей.
На сколько выросли цены на авиабилеты?
За 2 месяца текущего года цены на билеты в «экономе» подросли на 7,5% - так, темпы роста в текущем году оказались в 3 раза выше, чем за весь прошлый год.
В чем причина?
Увеличение налоговой нагрузки на НПЗ привело, в свою очередь, к росту расходов на подорожавшее авиатопливо.
Согласно данным информационного центра «Кортес», за период с 14 по 18 мая цены на авиакеросин на бирже подросли на 401 руб. и достигли отметки в 44 тысячи 496 рублей за 1 тонну. Средняя цена в аэропортах выросла на 751 рубль - до 53243 рублей за 1 тонну.
Что предлагает Минфин?
В связи со стремительным ростом цен на авиакеросин и, следовательно, ожидаемыми убытками, в августе прошлого года Минтранс обратился к правительству с просьбой выделить 22,5 млрд рублей для компенсации хотя бы половины расходов на топливо. Однако Минфин выделять деньги отказался.
Что предложил Минфин вместо этого?
- Сократить флот;
- Частично заменить ж/д перевозки на авиацию на некоторых перегруженных участках Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях;
- Избавиться от избытка предложения на рынке – оптимизировать маршрутную сеть авиаперевозчиков;
- Искать возможности сокращения издержек внутри собственных компаний.
Итог
Текущее положение дел ведет к снижению уровня доступности авиаперевозок для населения. Компании терпят убытки и без адресной господдержки ситуация может достичь критического для отрасли уровня.